По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные подходы к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, в том числе профессионального образования, и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения

В. Г. Новиков д-р экон. наук, д-р соц. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Н. И. Зеликов председатель Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»

В статье раскрывается современная специфика подхода к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов через обеспечение гарантированных условий для беспрепятственного доступа и пользования объектами социальной инфраструктуры. Отдельное внимание уделено созданию необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений их развития и социальной адаптации.

Литература:

1. Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. № 124/ГССП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://standartgost.ru/g/ (дата обращения: 13.05.2019).

2. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563.

3. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2280.

4. Ф е дера льный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. I) ст. 7598.

5. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25 января 2016 г. — № 4.

6. Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» // Информационный бюллетень об информационной, методической и типовой проектной документации. — 2017. — № 2.

7. Инклюзивное профессиональное образование: Сборник материалов Всероссийского совещания / Под ред. Т. Ю. Макаровой. — М.: Национальный институт инноваций, 2018. — 57 с.

8. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. В 2-х ч. — М., 2015. — 55 с.

9. Михальчи Е. В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — М.: Юрайт, 2018. — 177 с.

10. Патраков Э. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза: монография / Э. В. Патраков, Л. В. Токарская, О. В. Гущин. — Екатеринбург: УрФУ, 2015. — 184 с.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

Согласно Конвенции, государстваучастники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы. Инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества, Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество.

Для реализации положений Конвенции инвалидам должны быть обеспечены:

• беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (к физическому окружению);

Для Цитирования:
В. Г. Новиков, Н. И. Зеликов, Современные подходы к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, в том числе профессионального образования, и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала