Дата поступления рукописи в редакцию: 16.04.2024
Дата принятия рукописи в печать: 25.06.2025
«Золотое яблоко» является крупнейшей российской парфюмерно-косметической торговой сетью. Наряду с парфюмерно-косметическими товарами, в магазинах сети можно приобрести продукцию для здоровья, технику для ухода за лицом и телом, мелкие товары для декора и уборки дома, одежду и аксессуары, а также косметику и товары для животных. С 2018 г. товары можно купить онлайн в интернет-магазине [1].
Доля декоративной косметики в торговой сети «Золотое яблоко» составляет примерно четверть от всего объема товаров, реализуемых через данную сеть.
В сети интернет-магазина «Золотое яблоко» разработана собственная внутренняя классификация (каталог товаров), основанная на систематизации товаров по их определенным признакам с учетом восприятия потребителем. Согласно этой классификации вся продукция изначально подразделяется по разделам — верхний уровень классификации (1-й уровень), следующие уровни классификации — это товарные категории (2-й уровень), товарные позиции (3-й уровень), наименование и название конкретного товара — это нижний уровень классификации (4-й уровень) (рис. 1). Такая классификация отражает современные потребности покупателей и направлена на персонализацию товарного предложения [2].
Товары декоративной косметики находятся в разделе каталога «Макияж» и подразделяются по категориям: лицо, глаза, губы, брови, ногти, кисти и спонжи, палетки, детская косметика, временные тату, аксессуары, наборы, новинки [3]. Признаки классификации и характеристики, которые используются для выделения товарных категорий: целевое применение (или место нанесения средства) — основные категории; половозрастной признак (категория «Детская косметика»); удобство нанесения (категории вспомогательных средств); уникальность товаров и новые свойства (категория «Временные тату» и др.).
Как видно из таблицы 1, основные категории товаров состоят из товарных позиций. Например, товарная категория «Лицо» состоит из 11 товарных позиций, которые имеют названия в соответствии с наименованиями средств декоративной косметики, наносимых на кожу лица. Такое деление выполнено для четкого представления о назначении конкретного наименования товара. Например, праймер используется для подготовки кожи лица к нанесению макияжа, фиксатор — для закрепления макияжа на лице, хайлайтер — для придания сияния определенным участкам лица.