По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089.08

Современные подходы к исследованию посттравматического расстройства

Куташов Вячеслав Анатольевич заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Института дополнительного профессионального образования Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-951-567-26-14, E-mail: kutash@mail.ru
Будневский Андрей Валерьевич заведующий кафедрой факультетской терапии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-919-249-65-24, E-mail: budnev@list.ru

В статье рассматриваются современные подходы к исследованию посттравматического стрессового расстройства, в том числе в связи с военными действиями на Украине 2014–2015 гг. Ввиду еще не сформировавшейся личности и механизмов защиты дети и подростки являются наиболее уязвимой к психологическому стрессу категорией населения.

Литература:

1. Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. – Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

2. Куташов В.А., Савинкова А.А. Клинико-психологические взаимоотношения матери и ребенка, страдающего тикозным расстройством // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2014. – Т. 13. – № 4. – С. 837–840.

3. Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2014. – Т. 13. – № 4. – С. 993–996.

4. Куташов В.А., Немых Л.С., Евланова С.М. Терапия детской тревожности семейной средой // Прикладные информационные аспекты медицины. – 2014. – Т. 17. – № 1. – С. 78–80.

5. Киньшина В.Н., Неретина А.Ф., Ширяев О.Ю., Куташов В.А. Повышение эффективности коррекции девиантного поведения у подростков с умственной отсталостью в условиях психиатрического стационара // Врач-аспирант. – 2014. – Т. 63. – № 2, 3. – С. 430–434.

6. Куташов В.А., Припутневич Д.Н., Заложных П.Б., Будневский А.В. Акцентуация личности у пациентов с аффективными нарушениями при внутренних болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2013. – Т. 12. – № 4. – С. 1160–1162.

7. Куташов В.А., Немых Л.С. Модель психотерапии панического расстройства // Прикладные информационные аспекты медицины. – 2013. – Т. 16. – № 1. – С. 113–117.

8. Куташов В.А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях // автореф. дисс. ... на соискание ученой степени докт. мед. наук / Воронежский государственный технический университет. – Воронеж, 2009. – С. 31–42.

9. Львович Я.Е., Куташов В.А. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2007.– Т. 6. – № 1. – С. 100-102.

10. Львович И.Я., Куташов В.А. Корреляция факторов риска в возникновении биполярных аффективных расстройств при соматической патологии // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2007. – Т. 6. – № 2. – С. 299–300.

11. Куташов В.А., Чупеев А.Н., Черных О.Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2007. – Т. 3. – № 1. – С. 149–151.

12. Куташов В.А., Куташова Л.А. Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2006. – № 25. – С. 24–25.

13. Куташов В.А. Влияние церебро-органических факторов на аффективные расстройства при некоторых психосоматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2005. – Т. 4. – № 4. – С. 461–463.

14. Малкина-Пых И. Виктимология. Психология поведения жертв. – М., 2005. – 1669 с.

15. Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

16. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. – 434 с.

17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2000. – 323 с.

18. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраста. – М.: Питер, 2007. – 212 с.

19. Черепанова Е. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. – М.: Академия, 1997. – 95 с.

В связи с военными действиями в Украине 2014-2015 гг. вследствие миграций на постсоветском пространстве оказалось множество людей, переживших психическую травму или подвергшихся психологическому насилию.

Ввиду еще не сформировавшейся личности и механизмов защиты дети и подростки являются наиболее уязвимой к психологическому стрессу категорией населения. Вместе с тем теоретических работ по комплексному изучению ПТСР у детей немного [1, 3, 5, 7, 9, 11, 13].

Цель теоретического исследования: интегрировать и проанализировать имеющиеся теоретические работы в области посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) для формирования комплексного понимания данной проблемы у детей.

Гипотеза исследования: возможность описать явление ПТСР с точки зрения биопсихосоциального подхода.

Задачи:

1. Сбор теоретической информации по проблеме ПТСР у детей.

2. Анализ и интеграция теоретических знаний по проблематике ПТСР.

3. Формирование биопсихосоциальной модели ПТСР.

4. На основе полученной модели ПТСР дать рекомендации по проведению психокоррекции и психопрофилактике детей с ПТСР.

Основной метод теоретического исследования – анализ и синтез имеющихся данных по проблематике ПТСР.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей.

Анализ имеющихся в отечественной и зарубежной литературе данных позволяет выделить три группы симптомов ПТСР: биологические, психологические и социальные.

А. Биологические (телесные) симптомы.

1. На сильный стресс и травму – эмоциональную и физическую – мозг отвечает активацией симпатической ветви вегетативной нервной системы и таким образом делает тело способным реагировать. Это инстинктивная реакция, регулируемая гипоталамусом и лимбической системой – областями мозга, которые вырабатывают гормоны, стимулирующие активацию симпатической нервной системы. Эта активация симпатической системы характеризуется, в числе прочего, повышенной частотой сердцебиения, расширением зрачков, расслаблением гладкой мускулатуры, что уменьшает сопротивление дыханию, расслаблением и торможением работы мышц пищеварительного тракта, снижением интенсивности мочевыделения, сжатием кровеносных сосудов кожи, повышением силы и активности скелетных мышц [2, 10, 12, 14, 16, 18]. Такая активация подготавливает тело к ответу на стрессор/угрозу. Если стресс или травма пролонгированы, может активироваться также парасимпатическая ветвь, что может привести к симптомам ослабленности, в том числе замораживанию, неподвижности и обмороку [4, 6, 8, 13].

Для Цитирования:
Куташов Вячеслав Анатольевич, Будневский Андрей Валерьевич, Современные подходы к исследованию посттравматического расстройства. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: