По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2102-04

Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов среднего звена

Попова Светлана Владимировна заведующий производственной практикой ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»; Уральский федеральный округ, Тюменская область, 6250226, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 8; e-mail: PopovaSV@med-to.ru, https://orcid.org/0000-0002-2779-8839
Макарова Марина Михайловна директор ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»; Уральский федеральный округ, Тюменская область, 6250226, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 81; e-mail: marina-makarova@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-5617-2352

В статье рассматривается значение современных педагогических технологий в практикоориентированной подготовке обучающихся медицинских колледжей. В частности, рассматривается роль симуляционного обучения и технологии WorldSkills. В статье проведен анализ современных тенденций развития обучения, ориентированного на формирование практических навыков и умений.

Литература:

1. Агапова, Ю.Б. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов / Ю.Б. Агапова, Н.А. Мамаева // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008; 1: 207–210.

2. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н.И. Аксенова. — СПб.: Реноме, 2016; с. 34–39.

3. Аксенова, Н.И. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Н.И. Аксенова. — СПб.: Реноме, 2015; с. 140–142.

4. Бажанов, В.А. Деятельностный подход / В.А. Бажанов // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: Канон+, 2016; с. 177.

5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.: Просвещение, 2015; 388 с.

6. Байкова, Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. А. Байкова, Л.Н. Гребенникова. — М., 2001; с. 54–58.

7. Бахмутский, А. Е. Педагогика: учебник / А. Е. Бахмутский и др. — СПб.: Питер пресс, 2017; 304 с.

8. Жукова, Г.С. Технологии профессионально-ориентированного обучения, учебное пособие / Г. С. Жукова. — М.: Издательство РГС У, 2015; с. 13–43.

9. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05 вн.).

10. Материалы сайта WSR, режим доступа http://worldskills.ru/.

11. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349‑р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015–2020 годы».

12. Шубина, Л. Б. Имитационное обучение в центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета / Л.Б. Шубина // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011; 3: 85–91.

1. Agapova, Yu. B. Formation of educational motivation of students of technical universities / Yu. B. Agapova, N.A. Mamaeva // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. 2008; 1: 207–210. (In Russian)

2. Aksenova, N. I. System-activity approach as the basis for the formation of metasubject results / N. I. Aksenova. — SPb., Renome. — 2016; pp. 34–39. (In Russian)

3. Aksenova, N. I. Theory and practice of education in the modern world: materials of the international. scientific. conf. (St. Petersburg, February 2012) / N. I. Aksenova. — SPb.: Renome, 2015; pp. 140–142. (In Russian)

4. Bazhanov, V. A. Activity approach / V.A. Bazhanov // Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science. — M.: Canon +, 2016; р. 177. (In Russian)

5. Bespalko, V.P. The components of pedagogical technology / V.P. Bespalko. — M.: Education, 2015; 388 p. (In Russian)

6. Baikova, L. A. Pedagogical skills and pedagogical technologies / L. A. Baykova, L.N. Grebennikov. — M., 2001; pp. 54–58. (In Russian)

7. Bakhmutsky, A. E. Pedagogy: textbook / A. E. Bakhmutsky and others — St. Petersburg: Peter press, 2017; 304 p. (In Russian)

8. Zhukova, G. S. Technologies of vocationally-oriented training, textbook / G. S. Zhukov. — M.: Publishing house RGS U, 2015; pp. 13–43. (In Russian)

9. Guidelines for the development of basic professional educational programs and additional professional programs, taking into account the relevant professional standards (approved on January 22, 2015, No. DL-1/05 ext.). (In Russian)

10. Materials of the WSR site, access mode http://worldskills.ru/. (In Russian)

11. Order of the Government of the Russian Federation of 03.03.2015 № 349‑r «A set of measures aimed at improving the system of opensource software, for 2015–2020». (In Russian)

12. Shubina, L. B. Simulation training in the center of continuing professional education in the structure of the medical university / L. B. Shubina //Medical education and professional development. 2011; 3: 85–91. (In Russian)

Необходимость педагогических инноваций в среднем профессиональном образовании медицинского профиля обоснована тенденциями, связанными с развитием российского общества, здравоохранения и социальных отношений.

В связи с усовершенствованием методов диагностики, лечения и реабилитации возникла острая необходимость в практико-ориентированных специалистах с высоким уровнем компетенции, способных быстро адаптироваться к инновациям и меняющимся условиям рынка труда. Поэтому основополагающим направлением современной образовательной системы среднего профессионального образования является практико-ориентированность учебного процесса, направленного на развитие клинического мышления, общекультурных компетенций, soft и hard skills у обучающихся.

На основании этого наиболее актуальной тенденцией сегодня выступает внедрение в практику колледжей обучения по стандартам WorldSkills Россия как одного из видов практико-ориентированного обучения, позволяющего формировать именно практические компетенции, которые выступают ключевым элементом в структуре среднего профессионального образования, поскольку данная ступень образования предполагает подготовку специалистов-практиков [1].

В этой связи считаем актуальным оценить в рамках статьи потенциал обучения с применением стандартов WorldSkills и симуляционного обучения в ходе формирования практических компетенций у обучающихся специальности «сестринское дело» [7].

На занятиях, как правило, складывается демократичная атмосфера, которая позволяет обучающимся раскрыть свой потенциал, проявить и сформировать познавательную активность, мотивацию в раскрытии своего внутреннего личностного и профессионального потенциала. Несомненно, что основным мотивом в процессе обучения должно являться желание обучающегося профессионально расти, достигать поставленных перед ним задач.

При реализации образовательной программы по специальности «сестринское дело» на базе мастерской «Медицинский и социальный уход» симуляционное обучение дает возможность осуществления объективного контроля знаний в условиях, приближенных к реальным. Но следует отметить, что симуляционные технологии не могут в полной мере заменить обучение у постели пациента. Именно в рамках этого становится необходимым дополнять его технологиями WorldSkills [6].

Для Цитирования:
Попова Светлана Владимировна, Макарова Марина Михайловна, Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов среднего звена. Медсестра. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: