Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.
Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования:
— рыночное ценообразование;
— централизованное (государственное) ценообразование. Вопросы ценообразования, формирования цен на рынке и эффективности системы цен широко освещаются в экономической литературе и так же широко дискутируются, поскольку эти процессы сложные, многоуровневые и требуют глубокого анализа и системного подхода к изучению проблематики.
От процесса ценообразования в бизнесе любой компании зависят следующие вопросы, как:
— какой размер расходов потребителей будет при приобретении продукта;
— какой размер прибыли получат компании после реализации своих продуктов.
Таким образом ценообразование ответственно за две важнейшие стороны коммерческой деятельности — за расходы и доходы организации, что делает его инструментом управления экономической безопасностью и финансовой устойчивости бизнеса.
Актуальность предмета ценообразования для современных предприятий экономики России заключается и в том, что благодаря ему обеспечивается ценовая конкуренция, характеристикой которой выступает конкурентная борьба между производителями, путем снижения цены на продукцию для покупателя.
Механизм ценовой конкуренции формируется следующим образом: предприятия принимает решение снизить цену на свою продукцию ниже, чем среднерыночная стоимость товаров из данной категории. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются [2].
Однако, все равно остается большее число предприятий, которые способны выдержать ценовую конкуренцию, что вынуждает переходить к методам неценовой конкуренции.
При этом можно выделить следующие факторы, влияющие на интенсивность ценовой конкуренции между предприятиями рынка [3]: