В настоящее время можно констатировать, что пандемия новой коронавирусной инфекции, выявленной в конце 2019 года, оказалась сопряженной с воздействием различных факторов, способствующих развитию и/или утяжелению изначально имеющихся психических расстройств. Это обусловлено известным фактом, что клинические проявления COVID-19 крайне вариабельны — от бессимптомного течения до жизнеопасного (острый респираторный дистресс-синдром, полиорганная дисфункция) [1] и весь этот спектр оказывает влияние на психическое здоровье [2] как путем биологической, так и путем социальной «злокачественности» [3–6]. Заметим, что прицельный анализ всего комплекса психических расстройств, в том числе носящих донозологический характер, обусловленных SARS-CoV-2, пока недостаточно представлен в научной литературе. Особый интерес вызывают впервые появляющиеся психические нарушения и их оценка в динамике, с учетом возникновения постковидного синдрома — последствий перенесенной коронавирусной инфекции COVID — 19, включающих соматоневрологические нарушения и связанные с ними психопатологические проявления.
Целью нашего исследования является выявление современных особенностей психического состояния лиц, перенесших CoVID-19 на основании анализа полученных нами данных с использованием клинического-катамнестического и экспериментально-психологических методов исследования.
В исследовании принимали участи 64 врача различных специальностей, не имеющие в анамнезе психических расстройств. Возрастной разброс составил от 31 до 67 лет. Средний возраст 49,7±10,51. Соотношение мужчин и женщин было: 38,9 %: 61,1 %.
Перенесли инфекцию, вызванную SARS-CoV-2, 71,875 % исследуемых в среднетяжелой форме (n=46), 28,125 % — в легкой (n=18), в 2020-2021 гг.
Заметим, что на во время первого этапа исследования [7–9], пришедшегося на 2020 год, на тот момент нами было выявлено следующее.
Влияние пандемии SARS-CoV-2 на медицинских работников вызывает комплекс психических реакций и сопровождается ростом общей тревоги. Средний балл (M±m) шкалы тревоги Гамильтона составлял от 8,64±5,48, до 9,32±4,8496, (в двух исследованиях). Это касается и средних показателей уровня депрессии, оцененного по шкале депрессии Гамильтона (3,54±3,29 против 3,96±3,4288), показавшего отсутствии депрессии в выборке в целом, несмотря на ее наличие (вплоть до тяжелых форм у отдельных представителей).