По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1 DOI:10.33920/pol-2-2308-07

Современные особенности образовательного уровня и занятости населения Волгоградской области

Лобанова Наталья Анатольевна канд. геогр. наук, доцент кафедры «Географии, геоэкологии и методики преподавания географии» Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, e-mail: natlob66@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9763-1006
Баранова Алла Федоровна канд. экон. наук, доцент кафедры «Правовое и организационное обеспечение бизнес-процедур», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Юридический институт, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, e-mail: afbaranova@gmail.com, ORCID 0000-0001-9571-8258

Рассматриваются современные тенденции развития системы высшего профессионального образования Волгоградской области. Выявляются закономерности его развития, выражающиеся в изменении численности образовательных учреждений и количества обучающихся в них студентов. Описывается состав населения по уровню образования и рассматривается его влияние на уровень занятости населения в регионе.

Литература:

1. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2010

2. Барш Т.И., Агентова Г.В. Статистический анализ занятости населения трудоспособного возраста в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №12 (25). С. 475–479.

3. Лобанова Н.А., Ступникова А.Д. Современные особенности развития системы образования Волгоградской области // Наука Красноярья. — 2023. — № 2–3, Том 12. — С. 86–93.

4. Волгоградская область в цифрах. 2021. — Волгоград: Территориальный орган службы государственной статистики, 2022. — 382 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. — 1112 с.

1. Korovkin AG, Dolgova I.N., Korolev I.B. Analysis and modeling of the interrelated dynamics of the labor market and the education system in the economy of the Russian Federation//Scientific works of the INP RAS. M.: MAKS Press, 2010

2. Barsh T.I., Agentova G.V. Statistical analysis of employment of the working-age population in the Russian Federation//Bulletin of Science and Practice. Electron. magazine. 2017. №12 (25). S. 475-479.

3. Lobanova N.A., Stupnikova A.D. Modern features of the development of the education system of the Volgograd region//Science of Krasnoyarsk. — 2023. — No. 2–3, Volume 12. — S. 86–93.

4. Volgograd region in numbers. 2021. — Volgograd: Territorial body of the state statistics service, 2022. — 382 s.

5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021: Stat. Sat. / Rosstat. M., 2021. — 1112 s.

Уровень образования является одним из важнейших показателей качества населения. При характеристике трудоспособного населения образовательному уровню уделяется особое внимание, поскольку он показывает качество населения как производительной силы и дает представление об уровне и структуре духовных и материальных потребностей людей [1, 2].

В системе высшего профессионального образования Волгоградской области следует отметить следующие тенденции. В 1990-е гг., вначале 2000-х гг., вплоть до 2010 гг. наблюдался как рост числа студентов, так и числа вузов в регионе. С 2007 по 2010 гг. численность студентов вузов увеличилась на 3,7 тыс. чел. и составила 119,5 тыс. Увеличение числа студентов в вузах региона связано, не только с увеличением числа вузов и мест в них, но и с ориентацией значительной части молодежи на получение высшего образования [3].

Число вузов в Волгоградской области в 90-е гг., начале 2000-х гг. росло неоправданно быстрыми темпами в т. ч. за счет открытия негосударственных высших учебных заведений. Так, в 2012 г. третья часть вузов региона — 17 вузов (39,5%) была представлена негосударственными высшими учебными заведениями, соответственно, 26 вузов (60,5%) приходились на государственные и муниципальные. Значительная часть негосударственных вузов не имели постоянного штата преподавателей, третья часть профессорско-преподавательского состава являлись совместителями. В 1990-е гг. в большинстве вузов, открывался прием на экономические и правовые профили подготовки, в том числе тех из них, которые не занимались подготовкой таких специалистов. Причем в регионе не хватало квалифицированных профессорско-преподавательских кадров в экономических и правовых дисциплинах, а количество окончивших вузы по этим специальностям только за пять лет (с 2007 по 2012 гг.) выросло более чем в два раза.

С 2011 г. в области происходит уменьшение числа высших учебных заведений и количеством обучающихся в них студентов. В 2012г. в Волгограде в 43 высших учебных заведениях (включая негосударственные) обучались 104,8 тыс. студентов. К 2022 г. сократилось как число вузов (в 3,5 раза до 12), так и численность обучающихся в них студентов (почти в 2 раза на 47,4 тыс. и составила 56,6 тыс.). Уменьшение количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, связано как с сокращением числа бюджетных мест, так и с закрытием ряда негосударственных учебных заведений, и с объединением государственных вузов. Объединение Волгоградского технического университета и Волгоградской архитектурно-строительной академии привело в 2016 г. к образованию Опорного технического университета.

Для Цитирования:
Лобанова Наталья Анатольевна, Баранова Алла Федоровна, Современные особенности образовательного уровня и занятости населения Волгоградской области. Вопросы трудового права. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: