По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные методы идентификации кофе

В статье приведена характеристика современных методов идентификации кофе, используемых в отечественной и зарубежной практике для объективного установления ботанического вида, региона выращивания и других признаков, лежащих в основе ценообразования при осуществлении биржевой торговли. Определены наиболее распространенные, эффективные и экономичные методы для решения задач идентификационной экспертизы кофе. Охарактеризованы преимущества и недостатки отдельных методов.

Кофе — известный во всем мире напиток. Наверное, нет такой страны, где жители не пили бы по утрам или в течение дня этого напитка, заряжающего энергией и повышающего работоспособность. Хотя кофе появился более 3000 лет назад, придя в мир из Эфиопии, всеобщего признания он добился не сразу: только в ХХ веке напиток стал действительно популярным благодаря своему особому действию и рекламе. В наши дни значение кофе сложно недооценить: кофе является одним из основных товаров мировой биржевой торговли. По площади плантаций кофе опережает такие культуры, как чай и какао.

Сегодня Россия занимает первое место в мировом рейтинге по потреблению растворимого кофе, обойдя еще недавно лидирующую Японию, а в общем объеме потребления кофе Россия занимает шестое место в мире.

Сегодня Россия занимает первое место в мировом рейтинге по потреблению растворимого кофе, обойдя еще недавно лидирующую Японию, а в общем объеме потребления кофе Россия занимает шестое место в мире.

Главной тенденцией на рынке кофе в настоящее время является увеличение потребления кофе натурального жареного в зернах при уменьшении объемов кофе растворимого: если в 2011 г. 33% всего кофе, который пили россияне, приходилось на кофе в зернах, а остальное — на растворимый, то в 2013 г. это соотношение было уже 41 и 59% соответственно. В 2018 г. россияне будут пить 45% кофе жареного в зернах, 55% — растворимого, а объем рынка при этом составит 131 тыс. тонн кофе.

Большая популярность и высокий уровень потребления напитка делают кофе привлекательным объектом для фальсификации, учитывая, что в основе формирования его стоимости лежит ботаническое происхождение. Торговля кофе почти полностью осуществляется двумя ботаническими видами — арабикой и робустой. Арабика в 2–3 раза дороже робусты, следовательно, необходимо быть уверенным, что более дешевые и низкокачественные бобы робусты не попали в производственную цепь арабики.

С этой целью ученые многих стран мира разрабатывают методики видовой идентификации кофе для выявления пересортицы в реализуемых марках. Долгое время массовая доля кофеина являлась одним из главных показателей идентификации ботанического вида кофе, поскольку различные виды кофе характеризуются разным содержанием кофеина: аравийский — 0,6–1,2%, робуста — 1,8–3,0%, либерийский — 1,2–1,5%. Однако, учитывая массовый характер фальсификаций кофе путем замены кофейного сырья на растительные компоненты с последующим добавлением химически чистого кофеина либо, напротив, его удаления (декофеинизация) путем экстрагирования, этот критерий идентификации стал ненадежным.

Для Цитирования:
Бучнев И. Е., Положишникова М. А., Современные методы идентификации кофе. Современный ресторан. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: