По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 313.45+656 .25

Современные методы безопасного производства работ на железнодорожных путях

В. В. Хорошев аспирант кафедры компьютерных систем управления в энергетике и биоиндустрии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49. Е-mail: Hvv91@icloud.com

В статье описываются методы безопасного производства работ на железнодорожном транспорте, в том числе система мониторинга «Работник на путях». Представлены способы контроля технологического процесса при обслуживании устройств железнодорожной инфраструктуры на примере дистанции сигнализации, централизации и блокировки, в частности метод контроля с использованием технологий радиочастотной идентификации RFID. Предложен вариант модификации маркировки приборов и устройств. Применение инноваций позволит сократить количество несчастных случаев на производстве, повысит безопасность эксплуатации железных дорог. Помимо этого, положительный эффект достигается и в области экологической безопасности.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2014 г. – М.: Эксмо, 2014. – 224 с.

2. Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги». Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 г. № 1143р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc .rzd .ru/doc/public/ru? STRUCTURE_ ID=704 &layer_ id=5104 &refererLayer Id=5103& id=6582#4703967.

3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 03 ноября 2015 г. № 2616р «Инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки». – 64 с.

4. Сайт информационного портала «ID Expert». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.idexpert .ru/technology/121/ (дата обращения 01.08.2016).

5. Правила по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р. – 39 с.

6. Сайт ОАО «РТЛС». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rtlsnet.ru (дата обращения 25.06.2016).

7. Ефанов Д.В., Осадчий Г.В., Седых Д.В., Пристенский Д.Н. Особенности организации передачи данных по радиоканалу в системах непрерывного мониторинга объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта // Автоматизация в промышленности. – 2016. – № 6. – С. 29–33.

8. Насонов Г.Ф., Осадчий Г.В., Ефанов Д.В., Седых Д.В. Радиоканал для передачи данных в системах непрерывного мониторинга // Автоматика, связь, информатика. – 2016. – № 8. – С. 22–25.

9. Устройства СЦБ: Технология обслуживания, сборник технологических карт – первая редакция // ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД». – М., 2010. – 423 с.

10. Молодцов В.П., Иванов А.А. Системы диспетчерского контроля и мониторинга устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: учеб. пособие. – СПб.: ПГУПС, 2010. – 140 с.

11. Ефанов Д.В. Некоторые аспекты развития систем функционального контроля устройств железнодорожной автоматики и телемеханики // Транспорт Урала. – 2015. – № 1. – С. 35–40.

12. Ефанов Д.В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: монография. – СПб.: ПГУПС, 2016. – 171 с.

Ни один производственный показатель не может стоять выше безопасности человека. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры [1].

Железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, причем не только при выполнении работы на путях. Ответственность за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда, обеспечение здоровых и безопасных условий на производстве несут руководители структурных подразделений. За нарушение законодательства по охране труда накладываются санкции и штрафы.

Лица, выполняющие работу на объектах ОАО «РЖД», должны [2]:

  • знать о рисках, сопровождающих их деятельность и влияющих на безопасность их жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих;
  • осознавать личную ответственность за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих;
  • поддерживать корпоративную культуру безопасности труда;
  • побуждать к безопасному поведению своих коллег;
  • знать и соблюдать необходимые нормы безопасности, понимать возможные негативные последствия несоблюдения установленных организационно-технических процедур.

На предприятиях проводятся различные мероприятия по поддержанию культуры в области охраны труда.

Однако далеко не всегда она находится в удовлетворительном состоянии.

Для примера рассмотрим полигон Октябрьской дирекции инфраструктуры, хозяйство автоматики и телемеханики (период с 01.01.2016 по 07.05.2016) . Согласно телеграмме начальника управления автоматики и телемеханики от 07.05.2016 (ИСХ НР 16271/ЦДИ) охрана труда на предприятии остается неудовлетворительной.

За указанный период в хозяйстве было травмировано пять работников, из них два с тяжелым исходом, три – с легким исходом.

Для Цитирования:
В. В. Хорошев, Современные методы безопасного производства работ на железнодорожных путях. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: