Ни один производственный показатель не может стоять выше безопасности человека. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры [1].
Железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, причем не только при выполнении работы на путях. Ответственность за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда, обеспечение здоровых и безопасных условий на производстве несут руководители структурных подразделений. За нарушение законодательства по охране труда накладываются санкции и штрафы.
Лица, выполняющие работу на объектах ОАО «РЖД», должны [2]:
- знать о рисках, сопровождающих их деятельность и влияющих на безопасность их жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих;
- осознавать личную ответственность за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих;
- поддерживать корпоративную культуру безопасности труда;
- побуждать к безопасному поведению своих коллег;
- знать и соблюдать необходимые нормы безопасности, понимать возможные негативные последствия несоблюдения установленных организационно-технических процедур.
На предприятиях проводятся различные мероприятия по поддержанию культуры в области охраны труда.
Однако далеко не всегда она находится в удовлетворительном состоянии.
Для примера рассмотрим полигон Октябрьской дирекции инфраструктуры, хозяйство автоматики и телемеханики (период с 01.01.2016 по 07.05.2016) . Согласно телеграмме начальника управления автоматики и телемеханики от 07.05.2016 (ИСХ НР 16271/ЦДИ) охрана труда на предприятии остается неудовлетворительной.
За указанный период в хозяйстве было травмировано пять работников, из них два с тяжелым исходом, три – с легким исходом.