По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.137.22

Современные методики анализа конкурентоспособности коммерческих организаций

Решетько Наталья Игоревна канд. экон. наук, доцент кафедры инновационного предпринимательства, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1 E-mail: Natalia.reshetko@rambler.ru
Хаджибаронова Мария Николаевна студентка кафедры инновационного предпринимательства, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1 E-mail: khadzh717@gmail.com

На современном этапе развития российской экономики предприятиям для выживания и удержания своих позиций необходимо быть конкурентоспособными, что означает знать свои сильные и слабые стороны, использовать весь потенциал организации для занятия лидирующих позиций в отрасли, осуществлять совершенствование систем управления, вести анализ деятельности конкурентов, предоставлять услуги в соответствии с требованиями рынка и потребителей. Ведь конечная цель любого предприятия — победа в конкурентной борьбе как закономерный итог постоянных и непрерывных усилий развития предприятия. Жизнь в условиях конкурентной борьбы — непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации на рынке, поскольку успешность компании обусловливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. В статье рассматриваются методики анализа конкурентного положения и выявления проблем развития компании на примере реально действующей компании ООО «ИНМАРКС». Раскрыты инструменты оценки уровня концентрации рынка, темпов роста рыночной доли, построения конкурентной карты рынка, построения рыночных профилей компании, матричный метод сравнения проблем развития компании и ряд других.

Литература:

1. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 247 c.

2. Баранчеев В.П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. — М.: Юрайт, 2018. — 720 c.

3. Блохина Т.К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. — М.: Проспект, 2017. — 428 c.

4. Гонтарева И.В. Управление проектами / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. — М.: Либроком, 2019. — 384 c.

5. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. — М.: Дашков и К°, 2017. — 514 c.

Рыбалка пользуется огромной популярностью в России. Количество населения, увлеченного рыбалкой, внушительно и составляет около 25 млн человек. Спрос на рыболовные изделия такой массы потребителей огромен. По различным оценкам, объем рынка рыболовных снастей в нашей стране составляет от 300 млн до 1 млрд долл. Наиболее емкой категорией, которая дает до 60% оборота, считается группа основных товаров, куда входят удочки, спиннинги и удилища. Остальные 40% приходятся на расходные и сопутствующие товары для рыбалки. По подсчетам Businesstat, в 2019 году объемы продаж рыболовных удочек и удилищ составили 10 млн штук. Рынок рыболовных товаров принято считать ненасыщенным относительно показателей других стран Запада, где процент населения, увлекающегося рыбалкой, может доходить до 25% (США).

Проведем комплексный анализ конкурентного положения исследуемого предприятия на целевом рынке, используя в составе как количественные, так и качественные методы оценки конкурентоспособности. В таблице 1 представлены данные для проведения расчетов по основным компаниям — отечественным производителям инерционных катушек и спиннингов.

Рассчитаем индекс концентрации рынка на основе объемов продаж лидирующих компаний на рынке [1]:

Стоит отметить, что три выявленных лидера — «Нельма», Daiwa, «Русснасть» — занимают огромную долю российского рынка (около 85%) рыболовных инерционных катушек и спиннингов.

Одним из показателей уровня монополизации рынка является индекс Херфиндаля. Он определяется следующей формулой [2]:

Исходя из полученных результатов также можно сказать, что анализируемый рынок имеет первый тип рынка, а именно — высококонцентрированный рынок, так как получившиеся показатели находятся в диапазоне 1800 < HHI < 10 000.

Еще одним из наиболее распространенных в финансовом использовании является коэффициент вариации:

где: n — количество компаний;

m — ранг.

Рассчитаем коэффициент за 2018 год.

Аналогичные расчеты проведем относительно 2019 года.

Для Цитирования:
Решетько Наталья Игоревна, Хаджибаронова Мария Николаевна, Современные методики анализа конкурентоспособности коммерческих организаций. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: