Рыбалка пользуется огромной популярностью в России. Количество населения, увлеченного рыбалкой, внушительно и составляет около 25 млн человек. Спрос на рыболовные изделия такой массы потребителей огромен. По различным оценкам, объем рынка рыболовных снастей в нашей стране составляет от 300 млн до 1 млрд долл. Наиболее емкой категорией, которая дает до 60% оборота, считается группа основных товаров, куда входят удочки, спиннинги и удилища. Остальные 40% приходятся на расходные и сопутствующие товары для рыбалки. По подсчетам Businesstat, в 2019 году объемы продаж рыболовных удочек и удилищ составили 10 млн штук. Рынок рыболовных товаров принято считать ненасыщенным относительно показателей других стран Запада, где процент населения, увлекающегося рыбалкой, может доходить до 25% (США).
Проведем комплексный анализ конкурентного положения исследуемого предприятия на целевом рынке, используя в составе как количественные, так и качественные методы оценки конкурентоспособности. В таблице 1 представлены данные для проведения расчетов по основным компаниям — отечественным производителям инерционных катушек и спиннингов.
Рассчитаем индекс концентрации рынка на основе объемов продаж лидирующих компаний на рынке [1]:
Стоит отметить, что три выявленных лидера — «Нельма», Daiwa, «Русснасть» — занимают огромную долю российского рынка (около 85%) рыболовных инерционных катушек и спиннингов.
Одним из показателей уровня монополизации рынка является индекс Херфиндаля. Он определяется следующей формулой [2]:
Исходя из полученных результатов также можно сказать, что анализируемый рынок имеет первый тип рынка, а именно — высококонцентрированный рынок, так как получившиеся показатели находятся в диапазоне 1800 < HHI < 10 000.
Еще одним из наиболее распространенных в финансовом использовании является коэффициент вариации:
где: n — количество компаний;
m — ранг.
Рассчитаем коэффициент за 2018 год.
Аналогичные расчеты проведем относительно 2019 года.