1. Государственные гарантии по структуре и объемам медицинской помощи определяются параметрами базовой программы ОМС (утверждается ПП РФ с 1999 года ежегодно и разрабатывается МЗ РФ и ФФОМС).
2. Структура объемных показателей определена с учетом видов помощи (первичная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная; скорая и паллиативная), условий оказания (в стационаре и дневном стационаре) и формы (неотложная первичная помощь), а также по мероприятиям (медицинская реабилитация).
3. Объемные показатели определены на одно застрахованное лицо (ЗЛ), являются средними по России и должны быть адаптированы (то есть могут отличаться) в рамках территориальных программ ОМС с учетом следующих особенностей:
— уровень и структура заболеваемости;
— половозрастной состав и плотность застрахованных лиц;
— транспортная доступность; климатические и географические особенности субъекта РФ с учетом использования санитарной авиации, телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг.
4. Объемные показатели базовой программы ОМС «стабилизировались» и в 2018–2020 годах существенно не отличаются от 2016 года (см. таблицу), за исключением: стационарной помощи (увеличение на 0,11% к 2016 году), высокотехнологичной помощи (увеличение на 27,7% к 2016 году) и уменьшения нормативов для социально значимых видов помощи (уменьшение на 23,8%). Кроме того, с 2018 года рекомендовано выделять профиль «Медицинская реабилитация» для детского населения, доля которого к 2020 году должна составить 44% от всей реабилитации.
5. В России действует трехуровневая система оказания медицинской помощи (кроме субъектов РФ — городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
6. Медицинские организации (МО), подавшие заявку на реализацию территориальной программы ОМС, должны получить объемы медицинской помощи независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с лицензиями на медицинскую деятельность.