По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.226.12

Современные квалификационные требования в системе образования специалистов финансового учета

Лисовская Ирина Анатольевна д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1 E-mail: lisovskaya_ia@mail.ru
Чипуренко Елена Викторовна д-р экон. наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1 E-mail: sp-au@yandex.ru

Вопросы современного образования в области подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов связаны с процессами внедрения единых мировых подходов к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности, а также проведению аудита как основной формы контроля бухгалтерской информации. Образовательные программы не работают в вакууме. Фактически программы образования бухгалтеров и преподаватели работают в очень сложной среде, в которую глубоко внедряются местные проблемы и которая подвергается влиянию внешних факторов и международных изменений. Статья посвящена анализу современных тенденций и проблем подготовки высококвалифицированных специалистов в области учета и аудита. Статья поступила 31 января 2017 г.

Литература:

1. Лабынцев Н., Смертина Е., Калай да О. Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в эпоху глобализации экономики // Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2015. – № 2 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipbr.org/assets/documents/issues/ vestnik/vestnik_2015_02.pdf.

2. Nexus 2: The Accountancy Profession – A Global Value-Add [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifac.org/publications-resources/nexus-2-accountancy-professionglobal-value-add.

3. Nexus 1: The Accountancy Profession, Behind the Numbers [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifac.org/publications-resources/nexus-1-accountancy-professionbehind-numbers.

4. GAE 2007. Trends in Global Accounting Education / Prof. Dr. Gert Karreman. Center for Clobal Accountancy Education, Benchmarking and Research Leiden University, Center for Business Studies DePaul University, School for Accountancy&MIS. Royal NIVRA. Publications Department, 2007.

5. Кузина Р.В. Международный опыт. Развитие кадрового бухгалтерского потенциала в контексте использования МСФО // Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2015. – № 4. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipbr.org/vestnik/ editions/2015/4/ias-in-ukraine.

6. Лабынцев Н.Т. Проблемы подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита в соответствии с требованиями международных образовательных стандартов // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 6 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www. fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=3185 (дата обращения: 18.05.2016).

7. Guiding Principles for Implementing a Learning Outcomes Approach) [Guiding Principles for Implementing a Learning Outcomes Approach [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ifac.org/system/files/publications/exposure-drafts/IAESB-At-a-Glance-Principles-on-LearningOutcomes.pdf.

8. IAESB Issues Guidance on Implementing a Learning Outcomes Approach for Professional Accounting Education. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.ifac.org/publicationsresources/guidance-support-implementation-learning-outcomes-approach.

9. Competence-based Education Identified as a Foundation for Building Human Capacity. IAESB and IRBA Hold Accountancy Education Forum. Johannesburg, South Africa, May 16, 2016.

10. Consultation Paper, Meeting Future Expectations of Professional Competence: A Consultation on the IAESB’s Future Strategy and Priorities [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifac.org/publications-resources/consultation-paper-meeting-future-expectationsprofessional-competence.

11. IFAC Strategic Plan for 2016-2018. Charting the Future of the Global Profession [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifac.org/publications-resources/ifac-strategicplan-2016-2018.

12. Competence-based Education Identified as a Foundation for Building Human Capacity. IAESB and IRBA Hold Accountancy Education Forum. Johannesburg, South Africa, May 16, 2016.

Статья написана на основе результатов проведенного авторами исследования о возможностях и путях интеграции Международных стандартов образования профессиональных бухгалтеров (IES – International Education Standards for Professional Accountants), разрабатываемых Международной федерацией бухгалтеров (МФБ, IFAC – International Federation of Accountants) (далее – Международные стандарты образования МФБ – IES IFAC), в российскую образовательную среду.

Задача возникла по причине уникальности современной ситуации, связанной с глобализацией учета и аудита, – мир переходит на единый язык, отражающий эффективность бизнеса в формате международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и подтверждающий достоверность и корректность этого отражения путем применения международных стандартов аудита (МСА).

Процесс перехода к МСФО и МСА требует существенных изменений в понимании функций и уровня профессионализма специалистов, формирующих и аудирующих финансовую отчетность, на оценку их роли и значения в мировой экономике, а также на перечень требований к профессионалам в области международного учета.

По предположению авторов, процесс реформирования национальной системы регулирования финансового учета и отчетности и его влияние на трансформацию экономической среды зависят от развития современной образовательной среды.

В статье представлены некоторые из результатов исследования, связанные с анализом международной практики реформирования национальной системы финансового учета и процесса подготовки специалистов в условиях перехода к международным стандартами. Авторами были выявлены основные мировые тенденции по формированию современных образовательных программ и учебных комплексов для «опережающего» обучения в области методов глобального учета. Эти результаты явились базой для разработки рекомендаций успешного внедрения международных подходов в российскую экономическую среду.

Необходимость разработки новых подходов к образовательному процессу, который должен работать на опережение, связана со спецификой современной ситуации в экономике, называемой специалистами «прогрессирующей глобализацией» [1]. В качестве отличительной особенности прогрессирующей глобализации рассматривается возрастающая актуальность качественного информационного обеспечения. Особое значение приобретает информационная база, формируемая в бухгалтерском учете и представляемая миру в форме публичной финансовой отчетности.

Для Цитирования:
Лисовская Ирина Анатольевна, Чипуренко Елена Викторовна, Современные квалификационные требования в системе образования специалистов финансового учета. Бухучет в строительных организациях. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: