Дата поступления рукописи в редакцию: 21.05.2025
Дата принятия рукописи в печать: 24.06.2025
Развитие человеческого капитала, высокие уровни навыков и современная цифровая инфраструктура создают идеальные условия для процветания креативных отраслей.
Крупнейшие экспортеры креативных услуг как из развитых, так и из развивающихся стран обладают необходимыми ресурсами и инфраструктурой для успешной торговли. Тем не менее, несмотря на растущий интерес и потенциал креативных услуг, международная торговля сталкивается с рядом серьезных вызовов. ВТО подчеркивает, что затраты на международную торговлю услугами значительно выше, чем на торговлю промышленными товарами [8]. Это связано с множеством факторов, включая необходимость соблюдения различных регуляторных норм, высокие транспортные расходы и сложные процессы лицензирования.
Особенно остро эта проблема стоит в сфере цифровых услуг, где затраты на обмен информацией и контентом могут превышать затраты на физическую транспортировку товаров. Однако стоит отметить, что с 1996 по 2018 г. торговые издержки на цифровые услуги, включая креативные, снизились на 14 %. Это значительное улучшение является результатом технологических инноваций, развития интернет-инфраструктуры и роста глобальных платформ, которые упрощают доступ к креативным продуктам на международном уровне.
Анализ ограничений торговли услугами подчеркивает, что барьеры в торговле услугами существенно различаются в зависимости от секторов, способов поставки, регионов и уровней развития. Это связано с тем, что некоторые страны могут применять ограничения к ключевым стратегическим услугам для развития внутренних отраслей или сохранения культурного наследия, особенно в случае некоторых креативных услуг. Индекс ограничений торговли услугами (STRI) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) охватывает 50 стран (34 развитых и 16 развивающихся) и 22 сектора услуг, включая несколько креативных [1].