В соответствии с установленными нормами и правилами методика проектирования контактной сети (КС) железнодорожного, а также городского электрического транспорта включает в себя разработку проектной и рабочей документации и осуществляется проектными организациями в одну, либо в две стадии, как показано на рис. 1. Главным различием этих подходов является то, что при двустадийной схеме проектирования этапы разработки проектной и рабочей документации разделены, а при одностадийной ведутся параллельно. Применение одностадийной схемы имеет ряд существенных преимуществ. К их числу относятся сокращение срока проектирования в полтора-два раза и снижение стоимости разработки проекта в среднем на 40–50% [1]. Однако на сегодняшний день одностадийная методика при проектировании контактной сети практически не применяется ввиду больших объемов информации проектов и сложностях, связанных с их обработкой. Проектирование же в две стадии, которое используется в большинстве случаев, занимает существенно больше временных, умственных и финансовых затрат. Именно поэтому совершенствование методики проектирования контактной сети может заключаться прежде всего в переходе к проектированию в одну стадию для проектов любой сложности, а также за счет локального совершенствования этапов методики, что становится возможным при использовании современных информационных технологий.
На этапе предпроектных обследований и изысканий актуальность приобрела технология лазерной идентификации дальности, известная также под названием LiDAR (с англ. Light Detection and Ranging). Потенциально возможным применением такой технологии при проектировании контактной сети является выполнение топографической съемки местности, получение информации о местоположении искусственных сооружений, о пространственном положении оси железнодорожного пути и других данных, необходимых для проектирования контактной сети (рис. 2).
Среди информационных технологий, используемых на этапе разработки проектной и рабочей документации, очень широкое распространение получили системы автоматизированного проектирования, совместно с системами поддержки инженерных расчетов и компьютерной поддержки производства, более известные как CAD (с англ. Computer-Aided Design), CAE (с англ. Сomputer-Аided Еngineering) и CAM (с англ. Computer-Aided Manufacturing) системы. Такие системы используются большинством проектных организаций. Все чаще при разработке проектов по контактной сети используется технология информационного моделирования, или BIM (с англ. Building Information Modeling), а также технология информационной поддержки ее жизненного цикла, известная также как CALS (с англ. Continuous Acquisition and Life Cycle Support) или PLM (с англ. Product Lifecycle Management). На сегодняшний день их применение позволяет существенно экономить средства, не только на этапе разработки, но и на всех этапах жизненного цикла контактной сети.