По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.331

Современные информационные технологии применительно к методике проектирования контактной сети железных дорог

Петин Д. А. аспирант, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
Смердин А. Н. научный руководитель, д-р техн. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

В последние несколько лет в мире заметна тенденция к росту скоростей и увеличению объемов перевозок на железнодорожном транспорте. Вместе с ними растут требования и объемы информации при разработке проектов строительства и реконструкции контактной сети. Использование в таких условиях устаревших методик проектирования и расчета существенно снижают качество получаемых результатов. Именно поэтому все более актуальным становится использование достижений науки в области информационных технологий для совершенствования методики проектирования контактной сети железных дорог.

Литература:

1. Стадии проектирования [Электронный ресурс]: Компания PNProject. – Режим доступа: https://pnproject.ru/stati/stadii-proekta (дата обращения: 24.06.2020).

2. Ikeda M. Recent research and development activities in maintenance technologies for electric railway power supply systems // Q. Rep. RTRI (Railw. Tech. Res. Institute). – 2020. – Vol. 61. – № 1. – P. 6–10.

3. Кудряшов Е.В., Мартыненко Е.В., Чередников Д.И. Совершенствование методов проектирования контактной сети // Материалы VI Международного симпозиума «Элтранс-2011»: Электрификация и развитие инфраструктуры энергообеспечения тяги поездов на железнодорожном транспорте. – СПб.: ПГУПС, 2013. – С. 246–257.

4. Kiessling F. Contact Lines for Electric Railways: Planning, Design, Implementation, Maintenance / F. Kiessling, R. Puschmann, A. Schmieder, E. Schneider. – Publicis Publishing, 2018. – 1104 p.

5. Berthold N. The object-oriented design of overhead contact line systems for railway and tram systems // WIT Transactions on the Built Environment. – 2014. – Vol. 135. – P. 497–508.

6. Furrer+Frey AG, SIGNON Deutschland GmbH. Overhead Contact Line Design Software Tool ELFF. – 2016.

7. Civil Design Software for Rail Networks [Электронный ресурс]: Copyright Bentley Systems Incorporated. – Режим доступа: https:// www.bentley.com/en/products/brands/openrail (дата обращения: 24.06.2020).

В соответствии с установленными нормами и правилами методика проектирования контактной сети (КС) железнодорожного, а также городского электрического транспорта включает в себя разработку проектной и рабочей документации и осуществляется проектными организациями в одну, либо в две стадии, как показано на рис. 1. Главным различием этих подходов является то, что при двустадийной схеме проектирования этапы разработки проектной и рабочей документации разделены, а при одностадийной ведутся параллельно. Применение одностадийной схемы имеет ряд существенных преимуществ. К их числу относятся сокращение срока проектирования в полтора-два раза и снижение стоимости разработки проекта в среднем на 40–50% [1]. Однако на сегодняшний день одностадийная методика при проектировании контактной сети практически не применяется ввиду больших объемов информации проектов и сложностях, связанных с их обработкой. Проектирование же в две стадии, которое используется в большинстве случаев, занимает существенно больше временных, умственных и финансовых затрат. Именно поэтому совершенствование методики проектирования контактной сети может заключаться прежде всего в переходе к проектированию в одну стадию для проектов любой сложности, а также за счет локального совершенствования этапов методики, что становится возможным при использовании современных информационных технологий.

На этапе предпроектных обследований и изысканий актуальность приобрела технология лазерной идентификации дальности, известная также под названием LiDAR (с англ. Light Detection and Ranging). Потенциально возможным применением такой технологии при проектировании контактной сети является выполнение топографической съемки местности, получение информации о местоположении искусственных сооружений, о пространственном положении оси железнодорожного пути и других данных, необходимых для проектирования контактной сети (рис. 2).

Среди информационных технологий, используемых на этапе разработки проектной и рабочей документации, очень широкое распространение получили системы автоматизированного проектирования, совместно с системами поддержки инженерных расчетов и компьютерной поддержки производства, более известные как CAD (с англ. Computer-Aided Design), CAE (с англ. Сomputer-Аided Еngineering) и CAM (с англ. Computer-Aided Manufacturing) системы. Такие системы используются большинством проектных организаций. Все чаще при разработке проектов по контактной сети используется технология информационного моделирования, или BIM (с англ. Building Information Modeling), а также технология информационной поддержки ее жизненного цикла, известная также как CALS (с англ. Continuous Acquisition and Life Cycle Support) или PLM (с англ. Product Lifecycle Management). На сегодняшний день их применение позволяет существенно экономить средства, не только на этапе разработки, но и на всех этапах жизненного цикла контактной сети.

Для Цитирования:
Петин Д. А., Смердин А. Н., Современные информационные технологии применительно к методике проектирования контактной сети железных дорог. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: