По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147:004

Современные информационно-коммуникационные технологии в высшем медицинском образовании

Скворцов В. В. д-р мед. наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1, E-mail: vskvortsov1@ya.ru
Тумаренко А. В. канд. мед. наук, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1
Борисенко А. В. студентка 5-го курса лечебного факультета, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1
Ким К. В. студентка 5-го курса лечебного факультета, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1
Бессонов А. А. студент 5-го курса лечебного факультета, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1
Пролейская Н. А. студентка 5-го курса лечебного факультета, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1

За последние 10–15 лет произошла интеграция современных технологий в систему высшего образования Российской Федерации. Это связано в первую очередь с глобальной информатизацией общества в целом. Назрела необходимость внедрения цифровых технологий в обучение молодых специалистов с целью повышения уровня образования, качества оказываемых ими услуг и постоянного повышения квалификации. Такой подход в образовании позволяет реализовать учебный материал в электронном виде как эффективное средство обучения, способствует ускоренному усвоению новых знаний и закреплению ранее изученного. Также важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является общедоступность и дистанционность.

Литература:

1. Зинченко О. В. Симуляционное обучение студентов медиков / О. В. Зинченко, А. А. Муравьева, О. В. Владимирова // Высшее образование в России. — 2016. — № 4 (200). — С. 166–168.

2. Муравьев К. А. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент / К. А. Муравьев, А. Б. Ходжаян, С. В. Рой // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 10–3. — С. 534–537.

3. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 %. — М.: РосмэнПресс, 2007. — 96 с.

4. Сазанова Л. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. — 2016. — № 28. — С. 118–122.

5. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III Международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2013 г. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. — 351 с.

6. Соболева Е. В. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов / Е. В. Соболева, О. В. Пешиков, М. В. Пешикова, Н. М. Шлепотина // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2017. — Т. 1. — № 1 (16). — С. 5–7.

7. Бакирова Р. Е. Инновационные технологии в обучении студентов-медиков / Р. Е. Бакирова, С. Д. Нурсултанова, Л. Е. Муравлёва, К. Т. Тусупбекова, Ж. Ж. Турханова, Б. Д. Аширбекова // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 3. — С. 12–16.

8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. Ред. Бадарча Дендева. — М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. — 320 с.

9. Путинцев А. Н. Кейс-метод в медицинском образовании: современные программные продукты / А. Н. Путинцев, Т. В. Алексеев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12–9. — С. 1655–1659.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на данный момент являются основой организации любой деятельности, в том числе и в медицине.

Проблема обучения студентов-медиков всегда была актуальной. Но за последние 10 лет произошла переориентация всей системы медицинского образования, сформировались новые тенденции в подготовке студентов медицинских вузов, разработаны современные учебные программы, в которых большое внимание уделяется симуляционному обучению. Немаловажная роль в модернизации медицинского образования принадлежит преподавателям университета. Традиционно роль преподавателя является информативно-контролирующей в учебном взаимодействии, но теперь произошло «переключение», и основной целью его стала активизация познавательного интереса и аналитических устремлений студента. ИКТ можно подразделить на определенные группы по своему методическому назначению [5, 7]:

- обучающие — помогают обеспечить необходимый уровень навыков, знаний и умений, необходимый для студента-выпускника;

- тренажеры — направлены на практическую отработку умений и навыков, их постоянное повторение и усовершенствование;

- контролирующие — помогают системе обучения контролировать, измерять уровень овладения учебным материалом;

- информационно-поисковые и информационно-справочные — формируют знания и навыки по систематизации информации;

- демонстрационные — помогают в визуализации изучаемых (зачастую сложно воспринимаемых) объектов, явлений, процессов с целью их подробного исследования и изучения;

- имитационные — направлены на изучение структурных или функциональных характеристик изучаемого процесса;

- лабораторные — позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

- моделирующие — необходимы для создания моделей, отражающих характеристики изучаемого объекта с целью его всестороннего исследования;

- расчетные — нужны для автоматизации математических расчетов и других рутинных операций;

- учебно-игровые — моделируют учебную ситуацию, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;

Для Цитирования:
Скворцов В. В., Тумаренко А. В., Борисенко А. В., Ким К. В., Бессонов А. А., Пролейская Н. А., Современные информационно-коммуникационные технологии в высшем медицинском образовании. Медсестра. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: