Одним из эффективных путей ликвидации дефицита микронутриентов в питании обучающихся образовательных учреждений является регулярное включение в рацион функциональных напитков различной профилактической направленности.
Напитки — наиболее удобная модель для создания новых продуктов, в том числе с использованием растительного сырья, так как для детского и подросткового возраста характерен интенсивный водносолевой обмен и потребляется максимальное количество жидкости на единицу массы тела.
Жидкая форма продукта имеет и ряд технологических преимуществ, так как позволяет вводить в его состав различные компоненты, получая систему с заданными функциональными свойствами.
Анализ факторов, определяющих адаптационный потенциал организма школьников, показал, что в современных условиях главным из них является структура и качество потребляемой пищи. Это подтверждается результатами социально-медицинских исследований, проведенных автором статьи в рамках разработки Тюменской областной программы по совершенствованию питания обучающихся образовательных учреждений. Результаты исследований свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, страдающих заболеваниями, обусловленными неправильным питанием, на фоне возрастания числа серьезных нарушений в организации питания школьников.
Характерными чертами образа жизни современных детей и подростков являются снижение двигательной активности, сокращение продолжительности сна, увеличение нервноэмоционального напряжения, состояние стресса, связанное с постоянным увеличением умственной и психоэмоциональной нагрузок. Перечисленные изменения на фоне неблагоприятных экологических условий, таких как возрастающая пестицидная нагрузка, воздействие солей тяжелых металлов, ксенобиотиков различного происхождения, а также других вредных факторов, действующих на организм школьников в процессе обучения и трудовой деятельности, требуют значительного напряжения нервной, эндокринной, иммунной систем растущего организма, что, соответственно, снижает адаптационные резервы.