Инфекция Helicobacter pylori (HР) является одной из наиболее распространенных бактериальных инфекций, встречающейся примерно у половины населения земного шара [19]. В России распространенность НР у взрослых составляет 42,5 % [29].
Хроническое персистирование НР в слизистой оболочке желудка приводит к развитию активного гастрита у всех инфицированных, на фоне которого в дальнейшем могут возникнуть такие заболевания, как атрофический гастрит, язвенная болезнь (ЯБ) желудка и двенадцатиперстной кишки, MALT-ома и рак желудка [22].
В связи с этим успешная эрадикация НР сегодня рассматривается не только как профилактика возникновения и рецидивов ЯБ, но и как эффективный инструмент канцеропревенции [4, 5, 13, 25].
Доказано, что эрадикационная терапия (ЭТ) НР уменьшает воспаление в слизистой оболочке желудка, препятствуя тем самым развитию атрофии и метаплазии, что ассоциировано с уменьшением риска развития аденокарциномы желудка [14, 15].
Тактика ведения пациентов с НР-ассоциированными заболеваниями регламентирована международными и отечественными рекомендациями [4, 13, 16, 25], в соответствие с которыми для эмпирического лечения рекомендуется использовать схемы, обеспечивающие положительный результат в 90–95 % [18]. Однако в последнее время во всём мире отмечается стойкая тенденция к снижению эффективности ЭТ [24], которая в большинстве стран Европы в настоящее время не достигает 90 %, а во многих странах, в том числе и в России, остается ниже 80 %, что является неприемлемым [18].
Причины снижения эффективности применяемых методов лечения многообразны, к ним относятся резистентность к антибиотикам, повышенная вирулентность бактерий, нежелательные реакции на лекарства, различные фармакокинетические и фармакодинамические факторы.
Основными компонентами схем ЭТ являются антибактериальные препараты, и именно резистентность НР к ним чаще всего определяет неуспех лечения инфекции НР. В опубликованном ВОЗ списке «приоритетных патогенов», устойчивых к противомикробным препаратам и представляющих собой значительную угрозу для здоровья человека, кларитромицин-резистентная HР отнесена к категории высокоприоритетных бактерий наряду с ванкомицин-резистентным энтерококком и метициллин-резистентным золотистым стафилококком [38].