По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 640.4 DOI:10.33920/igt-1-2510-05

Современные аспекты бенчмаркинга в гостиничном деле

А. К. Гаспарова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: gasparova.anastasia@gmail.com

Бенчмаркинг является актуальным инструментом в гостиничном бизнесе в России из-за развивающейся экономики и динамичного гостиничного рынка. В условиях санкций, которые затронули практически все сферы бизнеса, оптимизация бизнес-процессов и повышение эффективности деятельности становятся наиболее важными. В этом контексте бенчмаркинг является одним из наиболее важных инструментов принятия эффективных решений в гостиничном бизнесе, позволяя оценить конкурентоспособность компании на рынке и выявить сильные и слабые стороны бизнеса. В статье представлены теория и практика применения бенчмаркинга.

Литература:

1. Лайко, М. Ю., Ильина, Е. Л., Латкин, А. Н., Панова, Е. А. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных услуг // Дискуссия.— 2017. — № 3 (77) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/benchmarking-kak-instrument-upravleniya-konkurentosposobnostyugostinichnyh-uslug (дата обращения: 04.09.2025).

2. Hotel chain areas with the most innovations arising in 2024 [Электронный ресурс].— URL: https://www.statista.com/statistics/1453944/hotel-chains-most-innovativeservices-worldwide/ (дата обращения: 04.09.2025).

1. Laiko, M. Yu., Ilyina, E. L., Latkin, A. N., Panova, E. A. Benchmarking as a Tool for Managing the Competitiveness of Hotel Services. Discussion. 2017, No. 3 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-kak-instrument-upravleniyakonkurentosposobnostyu-gostinichnyh-uslug (accessed: 04.09.2025).

2. Hotel chain areas with the most innovations arising in 2024. Available at: https://www. statista.com/statistics/1453944/hotel-chains-most-innovative-services-worldwide (accessed: 04.09.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.09.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.09.2025.

Исследователи расходятся в своем мнении о том, в какое время и где конкретно появилось само понятие «бенчмаркинг». Тем не менее, ссылаясь на наиболее актуальные исследования, понятие «бенчмаркинг» и его концепция стали образовываться во второй половине XX века. Так, в 1972 г. существующая на территории США консалтинговая организация PIMS обозначила действенное решение для организаций, которое заключается в необходимости знать и перенимать опыт аналогичных по рынку организаций.

Данный способ ведения бизнеса сочли достаточно действенным, и уже в 1979 г. другая компания в США стала реализовывать проект «Бенчмаркинг конкурентоспособности», концепция которого заключалась в том, чтобы проводить анализ расходов компании, качества своих товаров и сравнительный анализ, задействуя эти данные и сравнивая их с данными компаний Японии.

Это было сделано для того, чтобы повысить конкурентные преимущества собственных товаров, так как японские товары были популярны именно своим качеством, и в сравнении с ними была возможность обеспечить качество своих товаров, изменив технологию производства, затраты или иные аспекты, которые способны на это влиять.

Существует множество определений понятия бенчмаркинга. Ряд исследователей, которые посвящали свои труды данному понятию, расходились в своем видении. Тем не менее с учетом направления данного способа ведения бизнеса, а также исходя из его ключевых особенностей, с обобщением различных подходов можно дать общее определение.

Понятие бенчмаркинга можно определить в качестве метода поиска, оценки и анализа продукции или услуг, а также опыта деятельности, ведения менеджмента и осуществления маркетинга в компании, являющейся лидером на рынке определенных товаров или услуг. Концепция заключается в том, чтобы посредством сбора и обработки информации о конкретной компании-лидере в перспективе адаптировать успешный опыт в собственной компании с целью улучшения ее показателей.

Для Цитирования:
А. К. Гаспарова, Современные аспекты бенчмаркинга в гостиничном деле. Гостиничное дело. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: