По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304

Современность как ноосферная реальность

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна член Московского отделения ВТОО, «Союз художников России», стипендиат, Министерство культуры Российской Федерации, кандидат культурологии, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: odriosola@gmail.com

Статья посвящена проблемам современной эпохи, которая раскрыта автором как ноосферная реальность. В статье представлен обзор теоретических подходов к ноосферной реальности, предложенных как основоположниками направления, так и современными исследователями. Показан вклад в разработку проблематики глобальных проблем человечества Н.Н. Моисеева.

Литература:

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. — М.: Айрис-пресс, 2013. — С. 215.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. — Кн. 2. — М.: Наука, 1977. — С. 84, 128.

3. Гегель Г.В.Ф. Система наук. — Ч. 1. Феноменология духа / пер. Г. Шпета. — СПб.: Наука, 2015. — 496 с.

4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Наука и религия: Перспективы синтеза. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — С. 282–300.

5. Жульков М.В. Коллективный разум интеллигенции в ноосферном развитии // Интеллигенция и мир. — 2009. — № 3. — С. 114–129.

6. Капустин Б.Г. Современность // Новая философская энциклопедия. — Т. 3. — М.: Мысль, 2001. — С. 587.

7. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. — М.: Национальный институт бизнеса, 2008. — С. 331–334.

8. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. — М.: Устойчивый мир, 2001. — С. 187.

9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.

10. Назаров А.Г. Историко-научные предпосылки экологии культуры // Глава в коллективной монографии «Экология культуры: к 110-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева (28.11.1906–30.09.1999)» / Отв. ред. А.Г. Назаров. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — С. 66, 68, 87.

11. Назаров А.Г. К понятию организации ноосферы // Кибернетика и ноосфера. — М.: Наука, 1986. — С. 36–51.

12. Назаров А.Г. К проблеме перехода биосферы в ноосферу // Проблемы социальной экологии. Тезисы докл. первой Всесоюзной конференции (Львов, 1–3 октября 1986 года). — Львов, 1986. — С. 40–66.

13. Назаров А.Г. Ноосферная концепция В.И. Вернадского как основа научного управления // В.И. Вернадский и современность. — М.: Наука, 1986. — С. 40–66.

14. Назаров А.Г., Кардаков Н.А. Ноосфера // Биологический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 410.

15. Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Республика, 2001. — Т. 3. — С. 403.

16. Сайт памяти Ефима Либермана [Электронный ресурс]. — URL: efi m.liberman.ru (дата обращения: 15.01.2017).

17. Субетто А.И., Джаясекара П. Шанти, Лукьянов В.В. Новая парадигма науки и искусства в XIX веке. — СПб.: Астерион, 2015. — С. 9–10.

18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: АСТ, 2012. — С. 295.

Если говорить о новой эпохе в истории человечества, наступление которой с каждым годом ощущается все острее, то она символизирует собой не эволюционную смену исторических эпох, а революционные изменения в масштабах не только человеческого рода, но и планеты в целом. Осмыслению современной эпохи, всех ее преимуществ и рисков посвящены работы многочисленных исследователей. Большую роль этой проблеме отводил в своих исследованиях выдающийся отечественный ученый Никита Николаевич Моисеев, для которого понятие «современность» было неотделимо от понятия «ноосферная реальность» [9].

В отечественных философских энциклопедиях современность определяется как «проблемная ситуация, в которой оказываются общества вследствие подрыва и распада того строя высших ценностей, которые ранее легитимировали их порядки, обеспечивали осмысленность общей “картины мира” у членов этих обществ и воспринимались ими в качестве высшей и объективной “онтологической” реальности» [6, c. 587]. Историческая эпоха, в которой мы живем, началась в позапрошлом столетии вместе с научно-техническим прогрессом. Это принципиально новая веха в развитии человечества, отличная от всех предыдущих. Чтобы максимально приблизиться к пониманию ее сущности и специфики, необходимо обратиться к ее истокам.

Позапрошлый век в западной культуре можно по праву охарактеризовать как век науки, катализатором которой стала именно научно-техническая революция, которая оказала влияние как на развитие самого научного знания, так и на понимание ценности его результатов. В те времена наука из интеллектуального досуга превращается в неотъемлемую часть повседневности [7, c. 331–334]. Кроме того, следует отметить, что в позапрошлом столетии в Европе произошла смена культурной парадигмы, в чем немаловажную роль также сыграло научное знание. В первую очередь смена культурной парадигмы касалась понимания феномена человека, его внутреннего мира и роли в жизни общества. В произведениях искусства одна из ведущих ролей была отведена «обыкновенному человеку», то есть человеку, не претендующему на исключительность (знатность происхождения, выдающиеся внешние данные, солидное финансовое состояние и др.), но обладающему такими качествами, как нравственность и добродетель [7, c. 321–325] и поэтому способному внести свой вклад в изменение мироустройства к лучшему. Такие персонажи постоянно встречаются на страницах как зарубежной, так и отечественной художественной литературы. Например, в произведениях Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, В. Гюго и др.

Для Цитирования:
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, Современность как ноосферная реальность. Ученый совет. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: