В транспортном планировании такая ситуация стимулирует поиск решений, удовлетворяющих сразу нескольким условиям:
● Увеличение транспортной доступности.
● Обеспечение безопасности движения.
● Улучшение экологической обстановки в городе.
● Стимулирование экономики.
● Удовлетворение общественного запроса на справедливость.
Стремительное развитие технологий подсказало такие решения и это привело к созданию интеллектуальных транспортных систем. Возникновение концепции Mobility-as-a-Service (MaaS, «мобильность как сервис») связано с широким распространением смартфонов. MaaS подразумевает объединение различных видов транспорта в городе в единую систему для эффективной мобильности горожан. Разные города используют эту концепцию в той или иной степени для решения своих проблем.
В Хельсинки это реализовано с помощью приложения Whim, которое позволяет оплатить запланированные поездки по городу, при этом для самих поездок можно использовать любой вид городского транспорта, включая такси, кар- и байкшеринг.
В России пример применения концепции MaaS — «Яндекс» и его сервисы единого интерфейса для покупки билетов и построения маршрута поездки разными видами транспорта.
Британская фирма Juniper Research, занимающаяся «выявление и оценкой быстрорастущих секторов рынка в цифровой экосистеме» считает, что в течении 1–2 лет общее количество пользователей MaaS достигнет 10 млн. Популярность этих сервисов растет потому, что они помогает горожанам экономить, в том числе на топливе. Аналитические исследования эффективности применения концепции показали, что использование MaaS в 2018 г. сократила расходы потребителей на топливо на 210 млн долл. В 2023 г. аналитики прогнозируют экономию 32 млрд долл. Но говорят о проблеме дальнейших расчетов эффективности транспортной системы с применением MaaS, т. к. это требует новых методов из-за быстрого усложнения возможностей подобных сервисов.
Концепция MaaS — поиск компромисса между личным и общественным транспортом, который бы улучшил мобильность всех участников движения, а не только автомобилистов или только пассажиров автобусов и метро. Насколько применение концепции эффективно определяется только с помощью расчетов и моделирования с учетом большого количества переменных. Задача для транспортных инженеров не простая.