Институт исковой давности в гражданском праве представляет собой комплекс норм, регулирующих понятие, сроки исковой давности, применение, приостановление, возобновление сроков ее течения, а также виды сроков исковой давности и их особенности.
Однако в этом правовом институте в силу специфики заложены особенности, свойственные как материальному, так и процессуальному праву. В первом случае исковая давность представляет собой срок для защиты нарушенного права (ст. 3301) [1], во втором — выступает инструментом реализации правозащитного механизма в судебном порядке, результатом применения которого может быть отказ в защите нарушенного права (п. 2 ст. 199) [1].
В связи с новым наполнением положений ГК РФ об исковой давности [2] особое значение приобретает правоприменительная практика. Остановимся на некоторых аспектах этого вопроса и новых разъяснениях, данных в этой связи Верховным Судом РФ.
Заслуживающей внимания новеллой является установление в п. 2 ст. 196 ГК РФ правила о предельном 10-летнем сроке исковой давности, исчисляемом со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. Ранее в российском законодательстве такого предельного срока исковой давности не устанавливалось. Очевидно, правило п. 2 ст. 196 ГК РФ направлено на повышение устойчивости гражданского оборота, поскольку применение этого максимального срока исковой давности не зависит от субъективного элемента — знания или долженствования знания лица, чье право нарушено, о нарушении его права [6, c. 58].
По общему правилу исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, значит, заявление третьего лица не является основанием для применения судом исковой давности. В постановлении № 53 Верховный Суд РФ отметил, что заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом и должно быть принято судом, если в случае удовлетворения исковых требований к ответчику это повлечет возникновение регрессного обязательства.
Полагаем, что с точки зрения судебной практики данное разъяснение весьма актуально, так как не всегда суд готов взять на себя инициативу и, применив расширенное толкование норм права, принять заявление о применении исковой давности от третьего лица. Ведь случаются такие ситуации, когда ответчик не принимает участие в процессе, а третье лицо, таким образом, не может в полной мере реализовывать свои процессуальные права.