По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США

Ю.В. Богинская д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Ялта

В статье представлены результаты анализа деятельности ведущих европейских вузов и США по вопросам обучения студентов с инвалидностью. Проанализированы количественные показатели студентов с инвалидностью в зарубежных университетах. Охарактеризованы следующие формы оплаты образовательных услуг молодежью с инвалидностью в разных университетах: выплаты пособий, стипендий, предоставление грантов, оформление кредитов. Акцентируется внимание на законодательном обеспечении доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Автором представлен перечень программ международных обменов, доступных для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б., Воробьева А.Н., Быстрова И.В., Пряжникова Е.Ю., Одинцова М.А. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – Москва: Издательство: ООО «Сам полиграфист», 2015. – 286 с.

2. Волкова В.В., Михальчи Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 5–15.

3. Глузман А.В., Богинская Ю.В. Законодательное обеспечение доступности высшего профессионального образования инвалидов в европейских странах // Педагогика. – 2014. – № 8. – С. 99–108.

4. Гуркина О.А., Новикова Е.М. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – № 1. – С. 6–15.

5. Зиневич О.В., Дегтярева В.В. Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» // Философия образования. – 2014. – № 3. – С. 249–264.

6. Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Организация образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями в европейских и российских университетах // Казанская наука. – 2013. – № 3. – С. 238–240.

7. Леханова О.Л. Специфика применения средств электронного обучения в высшем профессиональном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные информационные технологии. Теория и практика материалы II Всероссийской научно-практической конференции в рамках ИТ-форума «ICITY 2015: Информатизация промышленного города». – Череповец, 2016. – С. 141–145.

8. Мартынова Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5. – №1. – С. 83–87.

9. Рокотянская Л.О. Социальнопедагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2016. – № 2 (34). – С. 127–133.

10. Ярая Т.А. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47–2. – С. 330–338.

11. Danilova E.A. The requirements for inclusive education in higher educational institutions of Russia // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 4 (4). – С. 12–16.

12. Shea Т.М. Аn Introduction to special Education. А Social systems perspective. 2nd edition / Т.М. Shea, А.М. Bauer. – Madison, 1997. – 167 p.

С каждым годом становится все больше стран, присоединившихся к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако это не означает моментальное вступление в силу рекомендованных положений Конвенции и кардинальное изменение ситуации в защите прав лиц с инвалидностью, в том числе права на образование. Ни одно высшее учебное заведение развитых стран мира не имеет права отказать в поступлении абитуриенту с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросами инклюзивного образования в вузах и решением проблем доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями в современных реалиях занимаются такие ученые, как: Айсмонтас Б.Б. [1], Быстрова И.В. [1], Воробьева А.Н. [1], Волкова В.В. [2], Гуркина О.А. [3], Данолова Е.А. [11], Леханова О.Л. [7], Мартынова Е.А. [8], Михальчи Е.В. [2], Новикова Е.М. [3], Одинцова М.А. [1], Пряжникова Е.Ю. [1], Рокотянская Л.О. [9], Ярая Т.А. [10] и др.

Вместе с тем проблемным моментом является доступность обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим возникает необходимость рассмотрения систем высшего образования за рубежом (США, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия), особенностей организации профессиональной подготовки молодежи в высших учебных заведениях.

Для анализа были отобраны ведущие вузы нескольких стран по критерию наибольшего количества обучаемых студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также по наличию центров или служб поддержки и социальнопедагогического сопровождения.

В таблице 1 (составлена автором) представлены результаты анализа деятельности ведущих высших учебных заведений зарубежных стран в отношении обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Итак, как показано в таблице 1 наибольший показатель численности студентов с инвалидностью представлен в системе высшего образования США 6,75%, наименьший в Италии – 0,47% и Бельгии – 0,2%. Лидером по данному показателю является США. Так, согласно данным Национального центра по статистике образования Министерства образования США в вузах всех штатов в 2012 г. обучалось 11% студентов с инвалидностью1 . Согласно статистическим данным во всех вузах Германии (по состоянию на 2013 г.) обучалось около 6% студентов с ограниченными возможностями, что еще раз подтверждает результаты, полученные нами (5,47%) в ходе анализа деятельности четырех ведущих вузов [3].

Для Цитирования:
Ю.В. Богинская, Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США. Юрист ВУЗа. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: