С каждым годом становится все больше стран, присоединившихся к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако это не означает моментальное вступление в силу рекомендованных положений Конвенции и кардинальное изменение ситуации в защите прав лиц с инвалидностью, в том числе права на образование. Ни одно высшее учебное заведение развитых стран мира не имеет права отказать в поступлении абитуриенту с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросами инклюзивного образования в вузах и решением проблем доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями в современных реалиях занимаются такие ученые, как: Айсмонтас Б.Б. [1], Быстрова И.В. [1], Воробьева А.Н. [1], Волкова В.В. [2], Гуркина О.А. [3], Данолова Е.А. [11], Леханова О.Л. [7], Мартынова Е.А. [8], Михальчи Е.В. [2], Новикова Е.М. [3], Одинцова М.А. [1], Пряжникова Е.Ю. [1], Рокотянская Л.О. [9], Ярая Т.А. [10] и др.
Вместе с тем проблемным моментом является доступность обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим возникает необходимость рассмотрения систем высшего образования за рубежом (США, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия), особенностей организации профессиональной подготовки молодежи в высших учебных заведениях.
Для анализа были отобраны ведущие вузы нескольких стран по критерию наибольшего количества обучаемых студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также по наличию центров или служб поддержки и социальнопедагогического сопровождения.
В таблице 1 (составлена автором) представлены результаты анализа деятельности ведущих высших учебных заведений зарубежных стран в отношении обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Итак, как показано в таблице 1 наибольший показатель численности студентов с инвалидностью представлен в системе высшего образования США 6,75%, наименьший в Италии – 0,47% и Бельгии – 0,2%. Лидером по данному показателю является США. Так, согласно данным Национального центра по статистике образования Министерства образования США в вузах всех штатов в 2012 г. обучалось 11% студентов с инвалидностью1 . Согласно статистическим данным во всех вузах Германии (по состоянию на 2013 г.) обучалось около 6% студентов с ограниченными возможностями, что еще раз подтверждает результаты, полученные нами (5,47%) в ходе анализа деятельности четырех ведущих вузов [3].