* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00636, https://rscf.ru/project/24-18-00636/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 24-18-00636, https://rscf.ru/en/project/24-18-00636/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.
Статья поступила 29.09.2025.
Статья одобрена к публикации 06.10.2025.
Постсоветский период истории России сопровождается распадом сложившейся социальной стратификации, трансформацией социальных институтов, общественных отношений, нормативно-ценностной системы, средств социальной коммуникаций и многих других оснований существования социума. Изменениям подвергается и профессия литературного критика. В Советской России, после опыта смешанной экономики в период НЭПа, профессиональные литераторы выращивались благодаря системе, которая действовала в масштабе всех союзных республик, охватывала аудитории разного возраста, пола, происхождения, рода занятий и включала полный спектр институций и мер поддержки — от бесплатных кружков в школах и дворцах пионеров до Союза писателей с литературными фондами различных уровней, десятками домов творчества, оплачиваемыми творческими командировками, социально-бытовым обслуживанием, обеспечением дополнительной жилплощадью и т.д. Разумеется, ресурсная база была ограниченна, однако в плановой системе хозяйствования она была предусмотрена.
К настоящему времени произошел откат к порядку более вековой давности, когда возможность человека посвятить себя литературному труду определяют его сословная принадлежность, личная финансовая обеспеченность, поддержка частных издательств. Точечная, разовая поддержка (в виде премии, приза) авторов уже готовых произведений является компенсацией определенной доли понесенных ими материальных затрат, но не позволяет заниматься литературным трудом профессионально на постоянной основе.