По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32: 323 DOI:10.33920/pol-01-2106-01

Современное состояние регионального рынка труда и занятости населения в Орловской области

Котельников Владимир Анатольевич ФГКВОУВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации» Россия, 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35, E-mail: inform@national.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4891-8748
Степаненков Дмитрий Валерьевич ФГКВОУВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации» Россия, 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35, E-mail: ctepan57@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9849-3684

В статье затронута проблема регионализации государственной политики в сфере занятости и трудоустройства. Автор связывает процесс формирования и использования трудовых ресурсов в том или ином регионе с территориальными различиями в природных условиях и ресурсах, демографических процессах и экономическом потенциале. Сегодня ситуация на российском рынке труда характеризуется сокращением численности занятого населения, ростом безработицы, увеличением продолжительности периода незанятости. Занятость имеет систему показателей, отражающих полноту включения в общественное производство активной части населения; уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов; соответствие занятости социально-экономическим запросам населения. Полная и эффективная занятость специалистов, особенно молодых, на рынке труда имеет огромное значение для дальнейшего развития страны. В данной связи проблемы занятости населения обострились практически во всех регионах России. В результате проведенного анализа современного состояния рынка труда и занятости населения Орловской области выявлены основные приоритеты в данной сфере. Автор указывает на содействие занятости молодежи, людей с ограниченными возможностями, а также развитие занятости в сельской местности. Аргументировано, что на рынке труда, несмотря на предпринимаемые меры государственными органами, существует значительный разрыв между численностью зарегистрированных безработных граждан и численностью безработных граждан, сохраняются территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, дисбаланс по количественному и профессиональному составу, низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест. Политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных Конституцией и законами РФ. Обоснованы возможные пути повышения эффективности государственного управления сферой трудоустройства и занятости населения в Орловской области, усиливающих социальную защищенность, конкурентоспособность на рынке труда слабозащищенных категорий граждан.

Литература:

1. Абдурахманова Г. К. Макроэкономическое регулирование занятости населения: монография / под ред. Ю. Г. Одегова. — М.: МАТГР, 2013. — 304 с.

2. Ананьев А. Д. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. — 2019. — № 5. — С. 27–29.

3. Анисимов В. Орловская область: социальная защита // Человек и труд. — 2018. — № 5. — С. 98–104.

4. Горелов И. А. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка. — СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 450 с.

5. Гуцулак В. К. О методах прогнозирования рынка труда // Муниципальная власть. — 2020. — № 3. — С. 16–21.

6. Денисов В. Н. Приоритеты государственного регулирования молодежного рынка труда в Орловской области // Материалы VII международной заочной научно-практической конференции «Социальноэкономические и политико-правовые преобразования в России: итоги и перспективы» / под общ. ред. П. А. Меркулова. — Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2020. — С. 87–93.

7. Колосова Р. П. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения. — М.: МГУ-ТЕИС, 2018. — 238 с.

8. Логинова Л. В. Занятость населения моногорода: проблемы трансформации и развития: монография. — Саратов: КУБиК, 2016. — 204 с.

9. Лосева Ю. А. Современное состояние регионального рынка труда и занятости населения в Орловской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2021. — № 1 (23). — С. 84–90.

10. Моляков Д. С. Государственная политика в области занятости // Человек и труд. — 2018. — № 6. — С. 45–48.

11. Пасовец Ю. М. Занятость населения в частном секторе экономики в условиях модернизации российского общества // Проблемы и перспективы модернизационного развития славянских государств в современных условиях: В 2 т. Т. 2: материалы конференций. — Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2019. — С. 162–167.

12. Постановление правительства Орловской области от 25.12.2015 № 564 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Содействие занятости населения Орловской области» (с изм. на 05.02.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.job.orl.ru.

13. Рикка С. Служба занятости: природа, назначение, функционирование / пер. с франц. И. А. Дунаевой. — М.: Центр учебных и информационных технологий, 2013. — 207 с.

14. Прокопов Ф. Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда России. — М.: ТЕИС, 2019. — 312 с.

15. Репичев А. И. Исследование занятости населения в экономике Орловской области // Экономика и социум. — 2019. — № 2. — С. 3–7.

16. Соколовский П. М. Программы содействия занятости // Экономист. — 2018. — № 5. — С. 72–83.

17. Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&in=64.

18. Стребков Д. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. — 2020. — № 10. — С. 91–98.

19. Фахрутдинова Е. В. Рынок труда в России и динамика его потребностей // Экономические науки. — 2019. — № 1 (110). — С. 43–46.

20. Франц О. Б. Проблемы и возможности развития региональной инфраструктуры трудоустройства молодежи // Экономика региона. — 2019. — № 1 (29). — С. 41–53.

21. Хайруллина Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // СОЦИС. — 2019. — № 5. — С. 104–109.

22. Чижова Л. С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. — М., 2018. — 254 с.

23. Яушева А. М. К вопросу о проблемах занятости молодежи в городских условиях // Наша молодежь. — 2020. — № 4. — С. 5–11.

1. Abdurahmanova G. K. Makroekonomicheskoe regulirovanie zanyatosti naseleniya: monografiya / pod red. YU. G. Odegova. — M.: MATGR, 2013. — 304 s.

2. Anan’ev A. D. Novye processy v zanyatosti naseleniya v usloviyah perekhoda k rynochnoj ekonomike // Voprosy ekonomiki. — 2019. — № 5. — S. 27–29.

3. Anisimov V. Orlovskaya oblast’: social’naya zashchita // CHelovek i trud. — 2018. — № 5. — S. 98–104.

4. Gorelov I. A. Social’naya zashchishchennost’ i motivaciya deyatel’nosti v usloviyah rynka. — SPb.: YUNITI– DANA, 2011. — 450 s.

5. Guculak V. K. O metodah prognozirovaniya rynka truda // Municipal’naya vlast’. — 2020. — № 3. — S. 16–21.

6. Denisov V. N. Prioritety gosudarstvennogo regulirovaniya molodezhnogo rynka truda v Orlovskoj oblasti // Materialy VII Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social’no-ekonomicheskie i politiko-pravovye preobrazovaniya v Rossii: itogi i perspektivy» / Pod obshchej red. P. A. Merkulova. — Orel: Izd-vo OF RANHiGS, 2020. — S. 87–93.

7. Kolosova R. P. Zanyatost’, rynok truda i social’no- trudovye otnosheniya. M.: MGU-TEIS, 2018. — 238 s.

8. Loginova L. V. Zanyatost’ naseleniya monogoroda: problemy transformacii i razvitiya: monografiya. — Saratov: KUBiK, 2016. — 204 s.

9. Loseva YU.A. Sovremennoe sostoyanie regional’nogo rynka truda i zanyatosti naseleniya v Orlovskoj oblasti // Voprosy gosudarstvennogo i municipal’nogo upravleniya. — 2021. — № 1 (23). — S. 84–90.

10. Molyakov D. S. Gosudarstvennaya politika v oblasti zanyatosti // CHelovek i trud. — 2018. — № 6. — S. 45–48.

11. Pasovec YU.M. Zanyatost’ naseleniya v chastnom sektore ekonomiki v usloviyah modernizacii rossijskogo obshchestva // Problemy i perspektivy modernizacionnogo razvitiya slavyanskih gosudarstv v sovremennyh usloviyah: V 2 t. T. 2: Materialy konferencij. — Orel: Izd-vo OF RANHiGS, 2019. — S. 162–167.

12. Postanovlenie Pravitel’stva Orlovskoj oblasti ot 25 dekabrya 2015 goda № 564 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Orlovskoj oblasti «Sodejstvie zanyatosti naseleniya Orlovskoj oblasti» (s izmeneniyami na 5 fevralya 2020 goda) [Elektronnyj resurs] // Interaktivnyj portal Upravleniya truda i zanyatosti Orlovskoj oblasti: http://www.job.orl.ru.

13. Rikka S. Sluzhba zanyatosti: priroda, naznachenie, funkcionirovanie / Per. s franc. I. A. Dunaevoj. M.: Centr uchebnyh i informacionnyh tekhnologij. 2013. — 207 s.

14. Prokopov F. T. Bezrabotica i effektivnost’ gosudarstvennoj politiki na rynke truda Rossii. — M., TEIS, 2019. — 312 s.

15. Repichev A. I. Issledovanie zanyatosti naseleniya v ekonomike Orlovskoj oblasti // Ekonomika i socium. — 2019. — № 2. — S. 3–7.

16. Sokolovskij P. M. Programmy sodejstviya zanyatosti // Ekonomist. — 2018. — № 5. — S. 72–83.

17. Strategii social’no-ekonomicheskogo razvitiya Orlovskoj oblasti do 2025 goda [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&in=64.

18. Strebkov D. Elektronnaya samozanyatost’ v Rossii // Voprosy ekonomiki. –2020. — № 10. –S.91–98.

19. Fahrutdinova E. V. Rynok truda v Rossii i dinamika ego potrebnostej // Ekonomicheskie nauki. — 2019. — № 1 (110). — S. 43–46.

20. Franc O. B. Problemy i vozmozhnosti razvitiya regional’noj infrastruktury trudoustrojstva molodezhi // Ekonomika regiona. — 2019. — № 1 (29). — S. 41–53.

21. Hajrullina YU.R. Cennosti v sfere truda: osobennosti i faktory // SOCIS. — 2019. — № 5. — S. 104–109.

22. CHizhova L. S. Zanyatost’ i rynok truda: novye realii, nacional’nye prioritety, perspektivy. — M., 2018. — 254 s.

23. YAusheva A. M. K voprosu o problemah zanyatosti molodezhi v gorodskih usloviyah // Nasha molodezh’. — 2020. — № 4. — S. 5–11.

Проблемы современного рынка труда и занятости населения в России очень сложны и противоречивы. Они связаны с необходимостью учета как общих закономерностей, имеющих место в разных странах мира, так и специфических особенностей России и ее регионов.

Основной целью государственной политики труда и занятости населения является создание благоприятных условий для занятости граждан, а также обеспечение квалифицированными кадрами организаций и предприятий. Для достижения поставленной цели реализуется ряд задач, таких как повышение качественной силы работников и подготовка кадров [2]. Занятость имеет систему показателей, отражающих: полноту включения в общественное производство активной части населения; уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов; соответствие занятости социально-экономическим запросам населения. «Полная и эффективная занятость специалистов, особенно молодых, на рынке труда имеет огромное значение для дальнейшего развития страны и повышает её конкурентоспособность среди других государств» [4, с. 79].

Государственная политика труда и занятости населения базируется на общепризнанных нормах международного права, которые направлены на усовершенствование системы социальной политики государства [1].

В современной научной литературе выделяют три основные модели государственной политики содействия занятости населения [7], которые представлены на рис. 1.

Применение пассивной модели предполагает, что в процессе поиска рабочего места основная роль принадлежит государству, что гарантирует работникам сохранение их прав и обеспечивает стабильность рабочих мест. «Такой механизм обеспечивает не только помощь при трудоустройстве, но и гарантированные социальные выплаты и компенсации безработному населению» [14, с. 57].

В случае применения активной государственной политики труда и занятости населения успех трудоустройства зависит от самого работника, подразумевает активную деятельность самого работника. «При такой модели гражданин сам обеспечивает свой материальный достаток и ответственен за благополучие своей семьи» [21, c. 106]. То есть здесь активно используются инновационные механизмы самозанятости, самообразования и повышения квалификации, что, конечно же, выступает наиболее привлекательным в финансовом плане инструментом для органов государственного управления в сфере труда и занятости населения.

Для Цитирования:
Котельников Владимир Анатольевич, Степаненков Дмитрий Валерьевич, Современное состояние регионального рынка труда и занятости населения в Орловской области. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: