Проблемы современного рынка труда и занятости населения в России очень сложны и противоречивы. Они связаны с необходимостью учета как общих закономерностей, имеющих место в разных странах мира, так и специфических особенностей России и ее регионов.
Основной целью государственной политики труда и занятости населения является создание благоприятных условий для занятости граждан, а также обеспечение квалифицированными кадрами организаций и предприятий. Для достижения поставленной цели реализуется ряд задач, таких как повышение качественной силы работников и подготовка кадров [2]. Занятость имеет систему показателей, отражающих: полноту включения в общественное производство активной части населения; уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов; соответствие занятости социально-экономическим запросам населения. «Полная и эффективная занятость специалистов, особенно молодых, на рынке труда имеет огромное значение для дальнейшего развития страны и повышает её конкурентоспособность среди других государств» [4, с. 79].
Государственная политика труда и занятости населения базируется на общепризнанных нормах международного права, которые направлены на усовершенствование системы социальной политики государства [1].
В современной научной литературе выделяют три основные модели государственной политики содействия занятости населения [7], которые представлены на рис. 1.
Применение пассивной модели предполагает, что в процессе поиска рабочего места основная роль принадлежит государству, что гарантирует работникам сохранение их прав и обеспечивает стабильность рабочих мест. «Такой механизм обеспечивает не только помощь при трудоустройстве, но и гарантированные социальные выплаты и компенсации безработному населению» [14, с. 57].
В случае применения активной государственной политики труда и занятости населения успех трудоустройства зависит от самого работника, подразумевает активную деятельность самого работника. «При такой модели гражданин сам обеспечивает свой материальный достаток и ответственен за благополучие своей семьи» [21, c. 106]. То есть здесь активно используются инновационные механизмы самозанятости, самообразования и повышения квалификации, что, конечно же, выступает наиболее привлекательным в финансовом плане инструментом для органов государственного управления в сфере труда и занятости населения.