Статья поступила 05.01.2023.
The article was received on 05.01.2023.
Непосредственно опыту государственной службы в Федеративной Республике Германия уделено достаточно незначительное внимание. Из последних актуальных работ можно назвать научные статьи таких ученых, как Л.В. Адамская [1], И.Ю. Андрюхина [2], Ф.С. М. Батчаева [3], М.А. Кукушкин, И.Г. Гайнутдинов [5], С.М. Максуткан [6], Л.О. Мирзаева [7], Ю.В. Мишальченко, Л.В. Карасаева [8] и др.
Д.И. Знаменский, И.А. Димаева [4], например, подчеркивают, что «в Германии существует такое понятие, как публичная служба. Основными характеристиками германской системы публичной службы следует считать:
1) существенное значение так называемых политических назначений (что связано в том числе и с формой правления в ФРГ и той ролью, которую играют политические партии в процессе формирования исполнительной власти на всех уровнях);
2) детальную правовую регламентацию функций и полномочий всех органов власти, их подразделений и отдельных служащих;
3) четко очерченную должностную субординацию;
4) формализацию всех управленческих процедур и служебных взаимодействий;
5) многоступенчатую систему подбора кадров для государственной службы (активно задействуются университеты); высокий статус государственного служащего подкреплен системой социальных гарантий, а также законодательных ограничений и запретов;
6) основным критерием при назначении на вышестоящую должность, а также при определении денежного содержания и премий выступает замещаемая должность и служебный стаж;
7) высокий уровень социальной защиты госслужащих, реализацию так называемых «пожизненных назначений» (без ограничения срока полномочий, за исключением ряда должностей), а также предоставления статуса «почетного чиновника» для госслужащих, вышедших в отставку.
На рисунке представлена структура государственной службы в ФРГ по состоянию на конец июня 2019 г.