По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Современное состояние и развитие электронной торговли

А. В. Панин ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1132239842@pfur.ru

Одна из глобальных проблем электронной торговли — это неравенство ее игроков и высокая конкуренция. Большая часть рынка принадлежит крупным игрокам, которые ранее существовали в офлайн-режиме либо не существовали вовсе, но были созданы с привлечением огромных вложений. Малому бизнесу очень тяжело преодолеть барьеры входа на обширный рынок электронной торговли и предложить ему свой продукт, порой даже лучшего качества, чем у конкурентов. Крупные компании тратят значительные средства на рекламу и размещение своего продукта как на своих, так и на других платформах. В статье анализируется современное состояние электронной торговли.

Литература:

1. Гражданский кодекс (часть первая) Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. —1994. — № 238239.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 1993 — № 237.

3. Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ // Российская газета. — 2011. — № 75.

4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (изм. от 24.02.2021 № 20-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 15 ст. 2036.

5. Брагин, Л. А. Электронная коммерция / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин, Т. В. Панкина. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 191 с.

6. Гилевич, Д. С. Применение системного подхода к рассмотрению сущности электронной коммерции // Бизнес Информ. — 2019. — № 2. — С. 109–114.

7. Доева, М. Р. Актуальные проблемы правового регулирования электронной торговли [Электронный ресурс]. — URL: https://pgu.ru/upload/iblock/606/32.pdf (дата обращения: 13.08.2022).

8. Келехсаева, А. Д. Некоторые аспекты электронной трансграничной торговли / А. Д. Келехсаева // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 10. — С. 332–334.

9. Макаревич, И. В. Правовое обеспечение электронной коммерции в Российской Федерации и за рубежом / И. В. Макаревич // Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета. — 2019. — С. 246.

10. Мартынов, В. Г., Андреев, А. Ф. Электронные деньги // Интернет-платежи. — Изд-во ЦИПСиР, 2019. — С. 24.

11. Мелконян, Г. Г. Состояние трансграничной электронной торговли в Российской Федерации / Г. Г. Мелконян // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 5-3. — С. 99– 105.

12. Митрофанова, Е. А. Понятие, правовая природа, субъекты электронной торговли для целей налогообложения / Е. А. Митрофанова // Закон и право. — 2019. — № 9. — С. 85–89. 13.Овечкин, А. В. Процесс оформления покупки в интернет-магазине // Интернет-маркетинг. — 2011. — № 4. — С. 33–36.

14. Рустамова, С. С. Преимущества и проблемы трансграничной электронной торговли / С. С. Рустамова // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. В. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2020. — № 1. — С. 79–82.

15. Рынок электронной торговли // Новостной мониторинг. — 2021. — № 9 [Электронный ресурс]. — URL: http://data. datainsight.ru/issues/pdf/34192.pdf (дата обращения: 03.08.2022).

16. Семенкова, К. К. Состояние и перспективы трансграничной электронной торговли Китая / К. К. Семенкова // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 2. — С. 83–88.

17. Синиченко, В. В., Ракитский, В. В. Северный морской путь в геополитических планах Китая и позиция России / В. В. Синиченко, В. В. Ракитский // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2020. — Т. 33. — С. 50–57.

18. Чибунин, В. М. О некоторых вопросах судебной компьютерно-технической экспертизы мобильных устройств / В. М. Чибунин // Современность в творчестве талантливой молодежи: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. — 2015. — С. 157–159.

19. Юрасов, А. В. Электронная коммерция: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2016. — 500 с.

20. Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2016. — C. 480.

21. Report: Development and Prospects of Cross-border E-commerce // World Internet Conference [Электронный ресурс]. — URL: regional.chinadaily. com.cn/wic/2023-04/11/c_876748.htm. (дата обращения: 24.12.2024).

22. Statista [Электронный ресурс]. — URL: //www.statista.com/statistics/379046/ worldwide-retail-e-commerce-sales/ (дата обращения: 24.12.2024).

23. Statista [Электронный ресурс]. — URL: https://www.statista.com/ topics/5692/e-commerce-in-russia/ (дата обращения: 24.12.2024).

24. Statista [Электронный ресурс]. — URL: https://www.statista.com/ statistics/722987/china-cross-border-e-commerce-players-trading-volume/ (дата обращения: 24.12.2024).

1. Civil Code (Part One) of the Russian Federation of November 30, 1994, No. 51-FZ . Rossiyskaya Gazeta. December 8, 1994, No. 238–239.

2. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020). Rossiyskaya Gazeta. December 25, 1993, No. 237.

3. On Electronic Signature: Federal Law of April 6, 2011, No. 63-FZ. Rossiyskaya Gazeta. 08.04.2011, № 75.

4. Federal Law of April 6, 2011 N 63-FZ "On Electronic Signature" (amended on February 24, 2021 No. 20-FZ) . Collected Legislation of the Russian Federation of April 11, 2011, No. 15, Art. 2036.

5. Bragin, L. A. Electronic Commerce. L. A. Bragin, G. G. Ivanov, A. F. Nikishin, T. V. Pankina. M.: INFRA-M, 2022, 191 p.

6. Gilevich, D. S. Application of a Systems Approach to Considering the Essence of Electronic Commerce. Business Inform. 2019, No. 2, pp. 109–114.

7. Doeva, M. R. Current issues of legal regulation of electronic commerce. Available at: https:pgu.ru/upload/iblock/606/32.pdf (accessed: 13.08.2022).

8. Kelekhsaeva, A. D. Some aspects of electronic cross-border trade. Law and state: theory and practice. 2023, No. 10, pp. 332–334.

9. Makarevich, I. V. Legal support of electronic commerce in the Russian Federation and abroad. Review and competition of scientific, design and technological works of students of the Volgograd State Technical University. 2019, p. 246.

10. Martynov, V. G., Andreev, A. F. Electronic money. Internet payments. Publishing house of the Center for Information Technologies and Regulation of the Russian Federation. 2019, p 24.

11. Melkonyan, G. G. The state of cross-border e-commerce in the Russian Federation. Economy and business: theory and practice. 2020, No. 5-3, pp. 99–105.

12. Mitrofanova, E. A. Concept, legal nature, subjects of e-commerce for taxation purposes. Law and right. 2019, No. 9, pp. 85–89.

13. Ovechkin, A. V. The process of placing a purchase in an online store. Internet marketing. 2011, No. 4, pp. 33–36.

14. Rustamova, S. S. Advantages and problems of cross-border e-commerce. Scientific Notes of the St. Petersburg V. V. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy. 2020, No. 1, pp. 79–82.

15. E-commerce Market. News Monitoring. 2021, No. 9. Available at: http: data.datainsight.ru/issues/pdf/34192.pdf (accessed: 03.08.2022).

16. Semenkova, K. K. Status and Prospects of China’s Cross-Border E-Commerce. Russian Foreign Economic Bulletin. 2022, No. 2, pp. 83–88.

17. Sinichenko, V. V., Rakitsky, V. V. The Northern Sea Route in China’s Geopolitical Plans and Russia’s Position. V. V. Sinichenko, V. V. Rakitskiy . Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious Studies. 2020. Vol. 33, pp. 50–57.

18. Chibunin, V. M. On Some Issues of Forensic Computer-Technical Examination of Mobile Devices. In the book: Modernity in the Work of Talented Youth. Proceedings of the Scientific and Practical Conference of Young Scientists. 2015, pp. 157–159.

19. Yurasov, A. V. Electronic Commerce: Textbook. manual. Moscow: Delo, 2016, 500 p.

20. Yurasov, A. V. Fundamentals of Electronic Commerce: Textbook for Universities. Moscow: Yurait, 2016, p. 480.

21. Report: Development and Prospects of Cross-border E-commerce. Available at: regional.chinadaily.com.cn/wic/2023-04/11/c_876748.htm. (accessed: 24.12.2024).

22. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/379046/ worldwide-retail-e-commerce-sales/ (accessed: 24.12.2024).

23. Statista. Available at: https://www.statista.com/topics/5692/ e-commerce-in-russia/ (accessed: 24.12.2024).

24. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/722987/chinacross-border-e-commerce-players-trading-volume/ (accessed: 24.12.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.12.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 27.12.2024.

Электронная торговля в условиях цифровизации российской экономики становится объективно необходимой как для достижения стратегических и тактических целей, стоящих перед бизнесом, так и для диверсификации продаж, формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. Под электронной торговлей в международном бизнесе целесообразно понимать торговую деятельность, осуществляемую с использованием информационно-коммуникационных технологий, цифровых систем и решений, при этом электронная торговля в экономических связях между странами может рассматриваться с различных точек зрения:

1) выстраивания и поддерживания внешнеэкономических связей: электронная торговля дает возможность организовывать материальные, информационные и финансовые потоки с помощью электронных инструментов, информационно-коммуникационных технологий, сетей передачи данных;

2) бизнеса: электронная торговля позволяет в существенной степени упростить процессы в международных торговых сделках, облегчить взаимодействие сторон;

3) услуг: электронная торговля дает возможность поставщикам, покупателям, иным участникам цепей поставок сократить издержки, связанные с международной торговлей товарами и услугами, уменьшить временные затраты;

4) времени: электронная торговля позволяет совершать сделки с зарубежными контрагентами в режиме реального времени;

5) пространства: возможности современной цифровой инфраструктуры представляют участникам электронной торговли практически безграничные возможности для наращивания масштабов своего бизнеса [5].

Электронная коммерция позволяет снизить количество персонала, занятого на внутреннем рынке к минимуму, за счет использования информационных технологий, онлайн-платежей и других средств ведения торговли, электронных средств обработки и передачи данных. Но ведение организацией международной электронной торговли гораздо сложнее, чем организация торговли внутри страны. Так, условия организации трансграничной интернетторговли осложняется разницей цен, которые продавец должен указывать для каждого покупателя в зависимости от стран. Это связано с различием в стоимости перевозки, таможенных сборов для отправки товара покупателю, так как они значительно разнятся от страны к стране. Как для крупных фирм, так и мелких это означает увеличение затрат, потому что им приходится либо нанимать дополнительный персонал для расчета дополнительных расходов, связанных с международной деятельностью, либо привлекать сторонние организации, таможенных брокеров на возмездной основе. Если для крупной компании или транснационального экспортера с огромным или дорогостоящим объемом товаров это лишь дополнительные статьи расходов, то для маленьких фирм такие расходы могут оказаться критичным и неподъемным грузом, который не позволит им успешно вести электронную трансграничную торговлю.

Для Цитирования:
А. В. Панин, Современное состояние и развитие электронной торговли. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: