По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Современное российское образование: сочетание знаниевой и ценностно-содержательной функций

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, доктор культурологии, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Anna_Kostina@inbox.ru

Основная функция образования в любом типе общества — обеспечение информационной, а соответственно, знаниевой преемственности в целях сохранения устойчивости социоэкономической системы и ее гармоничного развития. В статье показано, что образование, имеющее исторически опосредованный характер, для того чтобы быть современным, должно содержать значительный компонент гуманитарных знаний, обеспечивающих способность верно ориентироваться в мире.

Литература:

1. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980.

2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: http://fgosvo.ru/.

3. Режабек Е. Проблема типологической трансформации культуры // Международный журнал исследований культуры. — URL: https://www.culturalresearch.ru/ theor/52-rezh-rus.

4. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. — М., 2003.

5. Тлостанова М.В. Судьба университета в эпоху глобализации // Глобализация в культурологическом измерении. — М., 2005.

6. Шишов С.Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия // Ценности и смыслы. — 2010. — № 3. — С. 50–63.

7. Chomsky N. The Cold War and the University. — N. Y.: New Press, 1997.

8. Deutsch Karl W. Tides among Nations. — N. Y.: Free Press, 1979.

Каждая общественная система обладает особым способом передачи, восприятия информации и ее кодировки в границах заданной знаковой среды. При этом способ передачи данных отражает и вид социальных связей в обществе, и скорость накопления информации, и ее традиционность или инновативность, и способ социализации, и характер трансляции принципиально значимой информации, и принцип сосуществования с иными культурами, и степень закрытости или открытости. Изменениям в экономической, политической, социальной сферах и сфере культуры, которые связаны с развитием общественных систем от традиционных к информационным, соответствует и трансформация способов передачи знания и информации, существенно различающихся в границах каждого из типов общества.

Таким образом, образование оказывается обусловленным, во-первых, типом общества, которое определяет задачи образования, во-вторых, типом культуры, которая определяет характер ценностного формирования человека и задает главную его цель.

Важно подчеркнуть: тип общества определяет матрицы образовательных моделей, связанных с передачей информации научного, экономического, политического и т.п. характера. Эти образовательные модели могут быть вполне универсальными, так как индустриальное общество требует от человека одних навыков, постиндустриальное и информационное — других. И в этом смысле перенос моделей образования из одной системы в другую такого же социально-экономического содержания может быть вполне продуктивным.

Однако использование одной и той же модели образования в рамках различных культурных систем может привести к формированию целой совокупности проблем весьма негативного свойства.

Поясним на примерах.

В традиционном обществе образование имело вид локализованной аккультурации, осуществляемой общиной. Это было так называемое экзообразование, нацеленное на простое воспроизводство системы, сохраняющее сведения о порядке и общих законах, а не об отклонениях и нарушениях, развивающееся в условиях существования достаточно стабильных форм хозяйствования и циклических природных процессов. Информация, необходимая для их поддержания и развития, передавалась в процессе практической деятельности, не требуя выделения специального института для трансляции опыта. Наличие специальных образовательных институтов не требовалось также в связи с устным характером передачи информации, когда «выделения речи в качестве самостоятельной системы кодов, эмансипации слова от практики не происходило…» [4, c. 84]. Кроме того, устность поддерживалась целой системой мнемонических символов — как природных, так и созданных человеком, включенных в синкретический текст ритуала или связанных с текстами, приуроченными к данному месту и времени [4, c. 352].

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Современное российское образование: сочетание знаниевой и ценностно-содержательной функций. Ученый совет. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: