По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.1 DOI:10.33920/nik-01-2009-02

Современное искусство в классическом музее: стратегии продуктивного диалога

Карцева Екатерина Александровна ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6 E-mail: katyakartseva@gmail.com ORCID: https://orcid.org /0000-0002-3517-5551

Разнообразные стратегии включения современного искусства встречаются сегодня практически во всех мировых музеях. Отечественные институции в последние годы также взяли курс на современное искусство, что стало поводом многочисленных дискуссий. Далеко не все являются сторонниками таких интеграций, предполагая, в частности, что для современного искусства есть специализированные институции. Однако с изменением роли музея в современном мире, обретением им новых функций, а также с развитием современных арт-практик классические учреждения культуры все менее могут сопротивляться экспансии современного искусства. В статье анализируются преимущества и риски включения современного искусства в классический музей, предлагаются сценарии для продуктивного культурного диалога.

Литература:

1. Карцева Е.А. Динамика художественной выставки. Культурная интерпретация: Монография / Е.А. Карцева. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 182 с.

2. Концепция развития Третьяковской галереи // Сайт Государственной Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. — URL: https://old.tretyakovgallery.ru/datadocs/ doc_6855pu.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

3. Краткая история кураторства / Ханс Ульрих Обрист / Пер. с англ. А. Зайцева. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. — 256 с.

4. Норман Д. Пиотровские — хранители ковчега. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2018. — 285 с.

5. Руководство по исследованиям посетителей музея // Политехнический музей, 2016 [Электронный ресурс]. — https://polymus.ru/ru/library/download/PM-MGT.pdf/ (дата обращения: 20.03.2020).

6. Эрмитаж купил «Аврору» Кифера // Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/about/media_ about_hermitage/Item/media349/ (дата обращения: 20.03.2020).

7. Anderson Gail Reinventing the Museum: Historical and Contemporary Perspectives on the Paradigm Shift, Rowman Altamira, 2004. — 416 p.

8. Haacke Hans Museums: Managers of Consciousness // Art in America 72:2 (Feb 1984); rev. in Haacke, Unfi nished Business, 1986, p. 60–72; repr. in Institutional Critique: An Anthology of Artists' Writings, eds. Alexander Alberro and Blake Stimson, MIT Press, 2009.

9. How Much (Should) Museums Pay for Performance Art Acts? // Widewalls [Электронный ресурс]. — URL: https://www.widewalls.ch/how-much-should-museums-payperformance-art/ (дата обращения: 20.03.2020).

10. Museum Marketing and Strategy: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources // Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler, San-Francisco: JosseyBass; 2 edition (August 11, 2008). — 544 p.

11. The Art Newspaper's exclusive annual survey ranks the world's most visited shows in 2018 // The Art Newspaper [Электронный ресурс]. — URL: https://www.theartnewspaper. com/news/art-s-most-popular-exhibition-and-museum-visitor-fi gures-2018 (дата обращения: 20.03.2020).

12. O’Doherty B. Inside the White Cube The Ideology of the Gallery Space // Arts research Center Berkeley University [Электронный ресурс]. — URL: https://arts.berkeley.edu/wp-content/uploads/2016/01/arc-of-life-ODoherty_ Brian_Inside_the_White_Cube_The_Ideology_of_the_Gallery_Space.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

13. Interview with Jean-Jacques Aillagon, president of the Etablissement public du Domaine national de Versailles // The Art Tribune [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.thearttribune.com/Interview-with-Jean-Jacques.html (дата обращения: 20.03.2020).

14. Piotrovsky M. Contemporary Art and Classical Museum: Confl ict or Symbiosis? // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. — 2017. — № 5/2. — Р. 135–140.

15. The Reaction of Visitors to Contemporary Art in a Classical Art Institution: A Louvre Museum Case Study, by Florence Caro, Anne Krebs, Fabrice Larceneux // International journal of arts management. — Montréal: Ecole. — Vol. 18. — 2016. — № 2. — Р. 4–13.

Статья поступила 27.03.2020

Важнейшей характеристикой искусства ХХ в. стал радикальный эксперимент, поставивший под сомнение основные категории классической эстетики. Для демонстрации авангардных художественных практик были созданы специализированные институции — музеи современного искусства, которые в течение ХХ в. стали пространством взаимного пересечения различных концептуальных подходов — от идеологии белого куба [12] к экспериментальной лаборатории [3], от места встречи творческой богемы до маркетинговых проектов, ориентированных на высокую посещаемость [10]. «Эффект Бильбао», когда музей становится важным фактором городского развития, привлекая существенные ресурсы в город или регион, стал одним из аргументов экономической значимости культуры. Сегодня практически в каждом европейском городе есть музей современного искусства.

Классические художественные музеи также реагируют на происходящие культурные изменения, обретая новые функции и меняясь в соответствии с ходом развития искусства [7; 8]. Из некоторых ключевых изменений можно упомянуть важность интерпретации предметов в экспозиции не только на объективных критериях их художественной значимости, но и на потребностях времени, преобладание социальной функции музея как публичного форума, необходимость легитимизации интересов различных социальных групп, значение нестандартного кураторского взгляда при создании выставок и т.д.

Конец ХХ и начало XXI в. ознаменовались музейным бумом, спровоцированным ростом глобального туризма, значением посещаемости в экономике музея, интеграцией маркетинговых технологий в продвижение выставок, изменением демографического состава посетителей. В то же время музеи все активнее конкурируют с другими видами досуга и цифровым пространством в результате возрастающих запросов аудитории. Современный зритель воспринимает музей как динамичное пространство, подразумевающее возможность взаимодействия с музейным собранием при помощи инновационных экспозиционных технологий, обширной образовательной и дискуссионной программы и других разнообразных мероприятий — от кураторских экскурсий до кинопоказов, помогающих глубже понять коллекцию музея. Процесс репрезентации искусства, задачи выставочной идеи, специфика подбора пространства и форматов постоянно усложняются. Перед современным музеем стоят задачи:

Для Цитирования:
Карцева Екатерина Александровна, Современное искусство в классическом музее: стратегии продуктивного диалога. Вопросы культурологии. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: