По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.87–043.86 (477) DOI:10.33920/VNE-03-2203-05

Современная розничная торговля России: тенденции и тренды развития, направления инновационного обновления бизнес-моделей

Елена Сергеевна Кравченко доцент кафедры экономики предприятия и управления персоналом ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского», к.э.н., доцент
Оксана Сергеевна Каращук доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

В работе оценен вклад сферы розничной торговли в социально-экономическое развитие государства, исследованы основные тенденции развития и изучены тренды структурной трансформации торговых форматов. Проанализированы основные мотивационные факторы покупки товаров онлайн и офлайн. Аргументирована целесообразность и обоснованы ключевые доминанты инновационного обновления бизнес-моделей предприятий розничной торговли.

Литература:

1. Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Потенциал сети интернет в повышении эффективности торговли в современных условиях // В книге: Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли российской федерации. Уфа, 2016. С. 185–208.

2. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4–1 (81). С. 589–592.

3. Панкина Т.В., Никишин А.Ф., Бойкова А.В. Привлечение и удержание покупателей в электронной торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 683– 696.

4. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419–422.

5. Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Пути повышения конкурентоспособности Интернет магазинов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1625–1636.

6. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 15. С. 2231–2242.

7. Майорова Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45–48.

8. Российский ритейл в 2018–2021 гг. и прогноз на 2022–2025 гг. — URL: https://maresearch.ru/research/item/324-rossijskij-ritejl-v-2018–2021-gg-i-prognoz-na-2022– 2025-gg.html

9. Дмитриева Д. Ретейл делает ставку на магазины у дома и дискаунтеры. — URL: https:// www.dp.ru/a/2021/06/30/Bez_telezhek_i_korzinok

10. C чем связано закрытие минимаркетов в Росcии. — URL: https://finach.ru/s-chemsvjazano-zakrytie-minimarketov-v-rossii/

11. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И. З. Информационно-цифровая экономика: концепт, основные параметры и механизмы реализации // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. № 3. С. 42–61.

12. Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. — 658 с.

13. International Omnichannel Retail Report 2021. — URL: https://business.yougov.com/ sectors/retail/international-omni-channel-retail-report-2021? marketo=download

14. Красильникова Е.А. Тенденции развития электронной торговли России и стран Европейского союза // Лизинг. 2022. № 1. С. 5–11.

15. Красильникова Е.А. Развитие электронной торговли в фармацевтическом сегменте как основа трансформации моделей бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 676–679.

16. Дилемма Google Smart Shopping: контроль против автоматизации. — URL: https:// www.affde.com/ru/google-smart-shopping-4.html

1. Nikishin A. F., Pankina T.V. Potencial seti internet v povyshenii jeffektivnosti torgovli v sovremennyh uslovijah // V knige: Sovremennye tendencii i perspektivy razvitija torgovoj otrasli rossijskoj federacii. Ufa, 2016. S. 185–208.

2. Tjunik O.R., Nikishin A. F. Razvitie tradicionnoj torgovli v uslovijah Internet jekonomiki // Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2017. № 4–1 (81). S. 589–592.

3. Pankina T.V., Nikishin A. F., Bojkova A.V. Privlechenie i uderzhanie pokupatelej v jelektronnoj torgovle // Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2018. T. 19. № 3. S. 683–696.

4. Bojkova A.V., Nikishin A. F., Hapenkov V.N. Povyshenie konkurentosposobnosti organizacij jelektronnoj torgovli na osnove upravlenija assortimentom // Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2017. № 1 (78). S. 419–422.

5. Nikishin A. F., Pankina T.V. Puti povyshenija konkurentosposobnosti Internet magazinov // Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2015. T. 16. № 11. S. 1625–1636.

6. Shinkarjova O.V., Majorova E.A. Innovacii v roznichnoj torgovle: rezul’taty patentnogo analiza // Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2017. T. 18. № 15. S. 2231–2242.

7. Majorova E.A. Delovaja reputacija i social’naja otvetstvennost’ torgovyh organizacij // Karel’skij nauchnyj zhurnal. 2016. T. 5. № 2 (15). S. 45–48.

8. Rossijskij ritejl v 2018–2021 gg. i prognoz na 2022–2025 gg. — URL: https:// ma-research.ru/research/item/324-rossijskij-ritejl-v-2018–2021-gg-i-prognoz-na-2022– 2025-gg.html

9. Dmitrieva D. Retejl delaet stavku na magaziny u doma i diskauntery. — URL: https:// www.dp.ru/a/2021/06/30/Bez_telezhek_i_korzinok

10. C chem svjazano zakrytie minimarketov v Roscii. — URL: https://finach.ru/s-chem-svjazano-zakrytie-minimarketov-v-rossii/

11. Osipov Ju.M., Judina T.N., Gelishanov I.Z. Informacionno-cifrovaja jekonomika: koncept, osnovnye parametry i mehanizmy realizacii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 6. Jekonomika. 2019. № 3. S. 42–61.

12. Tendencii razvitija jekonomiki i promyshlennosti v uslovijah cifrovizacii / pod red. d-ra jekon. nauk, prof. A.V. Babkina. — SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2017. — 658 s.

13. International Omnichannel Retail Report 2021. — URL: https://business.yougov.com/sectors/retail/international-omni-channel-retail-report-2021? marketo=download

14. Krasil’nikova E.A. Tendencii razvitija jelektronnoj torgovli Rossii i stran Evropejskogo sojuza // Lizing. 2022. № 1. S. 5–11.

15. Krasil’nikova E.A. Razvitie jelektronnoj torgovli v farmacevticheskom segmente kak osnova transformacii modelej biznesa // Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2019. № 12 (113). S. 676–679.

16. Dilemma Google Smart Shopping: kontrol’ protiv avtomatizacii. — URL: https:// www.affde.com/ru/google-smart-shopping-4.html

Особенностью XXI века является социально ориентированная модель развития общества, обеспечивающая устойчивое экономическое развитие. Торговля является одним из самых древних и привлекательных видов предпринимательской деятельности, связанных с куплей-продажей товаров. Сфера розничной торговли стимулирует экономическое развитие государства и рост занятости, является основным звеном организации внутреннего рынка потребительских товаров, влияющего на его развитие и сбалансированность.

Изучению основных тенденций развития розничной торговли, роли розничной торговли в экономическом развитии экономики России и ее регионов, анализу структурных сдвигов, оценке внешних и внутренних факторов (экономических, социальных, политических, технико-технологических и др.), влияющих на развитие розничной торговли, посвящены исследования многих российских ученых. Наиболее интересны в этом отношении работы, направленные на изучение движущих факторов перехода торговли к новым формам продаж и форматам, в первую очередь — на основе интернет-технологий [1, 2, 3]. И также большой научных интерес представляют работы, в которых обосновываются перспективы дальнейших изменений расстановки сил в торговле между основными субъектами-конкурентами [4, 5, 6].

Несмотря на значительное количество научных работ, вопросы исследования современных тенденций развития сферы розничной торговли остаются актуальными в силу динамизма внешней среды, что обуславливает необходимость дальнейшего научного поиска в данном направлении с целью обоснования перспектив дальнейшего развития предприятий сферы розничной торговли и определения ключевых доминант инновационного обновления действующих бизнес-моделей.

Целью работы стало определение вклада розничной торговли в экономику России, исследование основных тенденций ее развития и разработка основных направлений инновационного обновления действующих бизнес-моделей предприятий розничной торговли.

Для обработки исходных данных применялся метод кабинетного исследования, включающий анализ данных официальной статистики, специализированных источников, информации пресс-клиппинга, публикаций в открытых источниках. Для определения ключевых доминант инновационного обновления действующих бизнес-моделей предприятий сферы розничной торговли использовались методы диалектического познания, научного абстрагирования, морфологического анализа, сравнения, синтеза, теоретического обобщения.

Для Цитирования:
Елена Сергеевна Кравченко, Оксана Сергеевна Каращук, Современная розничная торговля России: тенденции и тренды развития, направления инновационного обновления бизнес-моделей. Лизинг. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: