Особенностью XXI века является социально ориентированная модель развития общества, обеспечивающая устойчивое экономическое развитие. Торговля является одним из самых древних и привлекательных видов предпринимательской деятельности, связанных с куплей-продажей товаров. Сфера розничной торговли стимулирует экономическое развитие государства и рост занятости, является основным звеном организации внутреннего рынка потребительских товаров, влияющего на его развитие и сбалансированность.
Изучению основных тенденций развития розничной торговли, роли розничной торговли в экономическом развитии экономики России и ее регионов, анализу структурных сдвигов, оценке внешних и внутренних факторов (экономических, социальных, политических, технико-технологических и др.), влияющих на развитие розничной торговли, посвящены исследования многих российских ученых. Наиболее интересны в этом отношении работы, направленные на изучение движущих факторов перехода торговли к новым формам продаж и форматам, в первую очередь — на основе интернет-технологий [1, 2, 3]. И также большой научных интерес представляют работы, в которых обосновываются перспективы дальнейших изменений расстановки сил в торговле между основными субъектами-конкурентами [4, 5, 6].
Несмотря на значительное количество научных работ, вопросы исследования современных тенденций развития сферы розничной торговли остаются актуальными в силу динамизма внешней среды, что обуславливает необходимость дальнейшего научного поиска в данном направлении с целью обоснования перспектив дальнейшего развития предприятий сферы розничной торговли и определения ключевых доминант инновационного обновления действующих бизнес-моделей.
Целью работы стало определение вклада розничной торговли в экономику России, исследование основных тенденций ее развития и разработка основных направлений инновационного обновления действующих бизнес-моделей предприятий розничной торговли.
Для обработки исходных данных применялся метод кабинетного исследования, включающий анализ данных официальной статистики, специализированных источников, информации пресс-клиппинга, публикаций в открытых источниках. Для определения ключевых доминант инновационного обновления действующих бизнес-моделей предприятий сферы розничной торговли использовались методы диалектического познания, научного абстрагирования, морфологического анализа, сравнения, синтеза, теоретического обобщения.