В течение последних 15 лет активно изучается удовлетворенность населения медицинской помощью, которая включается в системы организации и управления качеством медицинской помощи. Менее активно изучается мнение пациентов о системе обязательного медицинского страхования, осуществляется мониторинг информированности застрахованных граждан об их правах и обязанностях, реализации их прав.
Для привлечения населения к активному участию в охране здоровья и формирования ответственности за свое здоровье, особенно в условиях развития информационного общества, необходимо изучать мнение пациентов о процессах, происходящих в сфере здравоохранения и институтах обеспечивающих деятельность системы охраны здоровья [1, 2, 7, 8]. Кроме того, исходя из системного подхода управленческого процесса, общественная оценка эффективности деятельности различных социальных институтов, основанная на социологических опросах населения, позволяет оптимизировать деятельность различных структур и повышать ее эффективность [3, 4, 5, 7]. Актуальность изучения общественного мнения подкрепляется и тем, что в современном российском обществе осуществляются постоянные инновации во всех сферах жизни общества и общественных отношений. Это порождает проблему принятия качественных управленческих решений [7].
Цель исследования: выяснение информированности пациентов об их правах в системе обязательного медицинского страхования.
Задачи исследования: на основании субъективной оценки выявить степень готовности пациентов к участию в софинансировании услуг, не включенных в программу государственных гарантий (дополнительный полис “ОМС+”).
Для изучения мнения пациентов к указанным выше проблемам была разработана специальная анкета, содержащая следующие блоки: 1) социально-гигиеническая характеристика респондентов; 2) оценка удовлетворенности пациентов информационной доступностью СМО; 3) отношение к софинансированию медицинской помощи; 4) предложения по улучшению качества и эффективности медицинской помощи в системе ОМС.