Современное общество, в том числе музыкальная культура, находится в сложном состоянии «системной переходности». Происходит расслоение такой неустойчивой и открытой системы, как современное музыкальное искусство, что порождает процессы быстрых изменений в мире, связанных с падением отжившей социально-экономической и политической системы. Одновременно идет обновление социокультурной модели, которая закрепляет идеи создания новой культуры в таких ее категориях, как «множественность», информационность, опора на традицию, обретающих новые смыслы в современный условиях. Переходный тип культуры, свойственный современной музыке XXI в., нужно рассматривать в одной связи с изменениями социокультурных связей музыкального искусства и социума, особенно ярко проявляющимися именно в наше время. Современная эпоха наполнена сложными событиями: в России происходят общественные, социальные и экономические преобразования, ситуация распада глобализма разделяет общество на сторонников старого и нового уклада.
Сейчас особенно важно отношение России к новым культурным идеям и ценностям, их смыслам, формам, важно сохранять при этом свою культуру и национальное наследие. В XXI в. формируется своеобразный «переломный» тип культуры. Он достаточно противоречивый, но ему нельзя отказать в креативности. Такой тип культуры несет новые идеи, но при этом привержен традициям. Хаос и смута, которую породил современный этап переходной эпохи, приходит в соответствие с устоями социальной и государственной жизни. Эти явления не могут не отразиться на культурном состоянии общества и музыкальном искусстве, в частности. Поэтому важно рассматривать динамику культурного развития в современных условиях с точки зрения состояния «переходности». Сейчас очень важно уделять активное внимание культуре, как средству выживания общества в сложных условиях.
Переходность в связи с восстановлением смыслов нравственной и духовной отечественной культуры обозначает появление системы новых ценностей. И здесь важно появление обновленной культурной идеи, которая примет эстафету от ценностей прошлого, поднимая социум на новую ступень развития, более высокую. В переходной стадии развития новая культурная идея не так ярко выражена и имеет промежуточный характер. И в этот период важно духовное совершенствование искусства. Бережное изменение его композиционной природы, определенных канонов формообразования, акустики и ритмов способствует противостоянию процессу разрушения ценностной системы социума. В сложное время слома эпох, когда происходит продвижение устоявшейся системы к новым идеям, становится более интенсивной и динамика смены культурных типов. Ее опора на формирование новых художественных типологических принципов предполагает рост подвижности границ в различных направлениях искусства. А для современных композиторов, благодаря стремительному техническому прогрессу, появляются неограниченные возможности экспериментов с электронной музыкой, цифровыми инструментами. Но при этом, новые информационные технологии активно тиражируют музыку, как товар, снижая ее качество.