По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 78.06 DOI:10.33920/nik-02-2305-05

Современная музыкальная культура в состоянии переходности*

Щеглова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель кафедры искусства, аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: nikname@mosgu.ru, ORCID: 0000-00002-8522-0648

В статье рассматривается переходный тип культуры, его системное вхождение в общие глобальные процессы общества и новый виток развития современной музыкальной культуры, способствующий взаимодействию музыкального искусства с другими видами искусств, синтез музыкальных направлений и стилей и их воздействие на процессы, происходящие в современном обществе. В современной музыкальной культуре появились новые аспекты понимания культуры и искусства, связанные с процессами информатизации. Медиакультура, возможность ее развития тесно связаны с техническими возможностями хранения и распространения информации. Новейшие информационные технологии, мгновенная трансляция новых технологий, приспособление искусства к социальным процессам, происходящим в обществе, способствуют главенству массовой культуры в социальном пространстве, активному распространению «промежуточных» направлений в искусстве, синтезу массовой культуры с традиционными и элитарными жанрами. Автор показывает, что этими явлениями можно воспользоваться для привлечения интереса молодежи к традиционным ценностям и истории нашей культуры, представленным на новом, технологическом уровне.

Литература:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1–2 [Текст] / Акад. Б.В. Асафьев (Игорь Глебов); [Ред., вступ. статья и коммент. Е. М. Орловой]. — Ленинград: Музгиз. [Ленин гр. отд-ние], 1963. — 378 с.

2. Деррида, Жак. О грамматологии / Жак Деррида; Пер. с фр. и вступ. ст. Наталии Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. — 511 с.

3. Лейпсон Л.В. // Музыкальный материал в творчестве представителей западноевропейского авангарда второй половины XX — начала XXI веков: от фонетической композиции к перформативности. Новосибирск, 2017. — С. 25.

4. Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов России / Л.А. Микешина. Москва: Международный ун-т в Москве, 2006. — 439 с.

5. Что такое сэмпл. Роль сэмплирования в музыке. (2022) [Электронный ресурс] — URL: https://www.dj-store.ru/articles/elementarno-o-semplirovanii/п (дата обращения: 15.11.2022).

1. Asaf'yev B.V. Muzykal'naya forma kak protsess. Kn. 1–2 [Tekst] / Akad. B.V. Asaf'yev (Igor' Glebov); [Red., vstup. stat'ya i komment. Ye. M. Orlovoy]. — Leningrad: Muzgiz. [Lenin gr. otd-niye], 1963. — 378 s.

2. Derrida, Zhak. O grammatologii / Zhak Derrida; Per. s fr. i vstup. st. Natalii Avtonomovoy. M.: Ad Marginem, 2000. — 511 s.

3. Leypson L.V. // Muzykal'nyy material v tvorchestve predstaviteley zapadnoyevropeyskogo avangarda vtoroy poloviny XX — nachala XXI vekov: ot foneticheskoy kompozitsii k performativnosti. Novosibirsk, 2017. — S. 25.

4. Mikeshina L.A. Filosofiya nauki: uchebnoye posobiye dlya gumanitarnykh i negumanitarnykh napravleniy i spetsial'nostey vuzov Rossii / L.A. Mikeshina. Moskva: Mezhdunarodnyy un-t v Moskve, 2006. — 439 s. 5

5. Chto takoye sempl. Rol' semplirovaniya v muzyke. (2022) [Elektronnyy resurs] — URL: https://www.dj-store.ru/articles/elementarno-o-semplirovanii/p (data obrashcheniya: 15.11.2022).

Современное общество, в том числе музыкальная культура, находится в сложном состоянии «системной переходности». Происходит расслоение такой неустойчивой и открытой системы, как современное музыкальное искусство, что порождает процессы быстрых изменений в мире, связанных с падением отжившей социально-экономической и политической системы. Одновременно идет обновление социокультурной модели, которая закрепляет идеи создания новой культуры в таких ее категориях, как «множественность», информационность, опора на традицию, обретающих новые смыслы в современный условиях. Переходный тип культуры, свойственный современной музыке XXI в., нужно рассматривать в одной связи с изменениями социокультурных связей музыкального искусства и социума, особенно ярко проявляющимися именно в наше время. Современная эпоха наполнена сложными событиями: в России происходят общественные, социальные и экономические преобразования, ситуация распада глобализма разделяет общество на сторонников старого и нового уклада.

Сейчас особенно важно отношение России к новым культурным идеям и ценностям, их смыслам, формам, важно сохранять при этом свою культуру и национальное наследие. В XXI в. формируется своеобразный «переломный» тип культуры. Он достаточно противоречивый, но ему нельзя отказать в креативности. Такой тип культуры несет новые идеи, но при этом привержен традициям. Хаос и смута, которую породил современный этап переходной эпохи, приходит в соответствие с устоями социальной и государственной жизни. Эти явления не могут не отразиться на культурном состоянии общества и музыкальном искусстве, в частности. Поэтому важно рассматривать динамику культурного развития в современных условиях с точки зрения состояния «переходности». Сейчас очень важно уделять активное внимание культуре, как средству выживания общества в сложных условиях.

Переходность в связи с восстановлением смыслов нравственной и духовной отечественной культуры обозначает появление системы новых ценностей. И здесь важно появление обновленной культурной идеи, которая примет эстафету от ценностей прошлого, поднимая социум на новую ступень развития, более высокую. В переходной стадии развития новая культурная идея не так ярко выражена и имеет промежуточный характер. И в этот период важно духовное совершенствование искусства. Бережное изменение его композиционной природы, определенных канонов формообразования, акустики и ритмов способствует противостоянию процессу разрушения ценностной системы социума. В сложное время слома эпох, когда происходит продвижение устоявшейся системы к новым идеям, становится более интенсивной и динамика смены культурных типов. Ее опора на формирование новых художественных типологических принципов предполагает рост подвижности границ в различных направлениях искусства. А для современных композиторов, благодаря стремительному техническому прогрессу, появляются неограниченные возможности экспериментов с электронной музыкой, цифровыми инструментами. Но при этом, новые информационные технологии активно тиражируют музыку, как товар, снижая ее качество.

Для Цитирования:
Щеглова Татьяна Геннадьевна, Современная музыкальная культура в состоянии переходности*. Ученый совет. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: