По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современная музейная архитектура: синтез традиций и новаций

Анастасия Чугунова Санкт-Петербург

К большинству знаменитых музейных зданий, построенных на протяжении ХХ столетия, лучше всего применимо определение «новые», которое гораздо точнее отражает их суть, чем прилагательное «современные». При их создании архитекторы каждый раз стремились создать именно новый, неповторимый образ, начиная свою работу над проектированием как бы с чистого листа. В настоящее время, возможно, наступила пора примирения с прошлым, попытки объединить старые и новые черты в образе музейного сооружения. Приходит понимание, что архитектурный образ здания не должен заслонять собой находящиеся внутри него коллекции, не будучи при этом и полностью нейтральным по отношению к посетителям и музейному собранию. Отдельные архитекторы, работающие в музейной сфере, начали создавать проекты, отличительными чертами которых являются простота, минимализм и обращение к традиции. В качестве примера можно привести здание Музея современной литературы в Марбахе (архитектор Дэвид Чипперфилд), характеристикой которого стало сочетание классического канона с модернистской простотой. За этот проект в 2007 году автор получил самую престижную европейскую награду в области архитектуры – премию имени Дж. Стерлинга.

Кроме строительства новых зданий, одним из актуальных направлений музейной архитектуры сегодня стала реконструкция промышленных построек и памятников культурного наследия. Само по себе приспособление подобных зданий под музейные нужды является весьма традиционным и распространенным способом их сохранения и современного использования. Однако в настоящее время при подобных превращениях речь часто идет не о простом приспособлении здания под музей, а об активном преобразовании памятника, об изменении его внутреннего и внешнего облика, причем иногда достаточно радикальном. Переустройство сооружений осуществляется с целью их адаптации к современным социокультурным условиям и рева лоризации, то есть возвращения историко-культурным объектам ценности, утраченной под воздействием времени или других разрушительных факторов.

Для Цитирования:
Анастасия Чугунова, Современная музейная архитектура: синтез традиций и новаций. Музей. 2012;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: