По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Современная миссия университета: практики Европы, США и России

Н.А. Медушевский канд. полит. наук, доцент кафедры культуры мира и демократии ЮНЕСКО, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Для удовлетворения социальных потребностей вузам приходится внедрять в образовательный и исследовательский процессы все больше инновационных технологий, связанных как с преподавательской деятельностью, так и с вопросами коммуникации и обеспечения образовательного процесса. Данные технологии, связанные с исследованиями, обучением, администрированием и другими формами деятельности приводят ко все более четкой диверсификации деятельности современного университета. Процесс диверсификации сопряжен с выделением в деятельности вуза комплекса новых функций, объединенных термином «третья роль», которая сосуществует с двумя другими классическими «ролями» деятельности вуза – образовательной и исследовательской.

Литература:

1. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста: публичная лекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/05/07/auzan.

2. Волкова Т.И. Перспективы продвижения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова с учетом задач и возможностей социально-экономического развития территории ДВФО / Волкова Т.И., Иванов П.П., Заварыкина Л.В. [и др.] // Вестник международных организаций. – 2013 – № 1.

3. Волкова Т.И. Университет и регион. Выбор институциональной стратегии развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова с учетом потребностей Дальнего Востока / Волкова Т.И., Иванов П.П., Заварыкина Л.В. [и др.]; под науч. ред. Ларионовой М.В., Михайловой Е.И., Перфильевой О.В. – М.: Логос, 2013. – 308 с.

4. Ларионова М.В. Роль Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в инновационном, научно-образовательном и социально-культурном развитии территории / Ларионова М.В., Перфильева О.В., Медушевский Н.А. // Наука и образование в ХХI веке: роль университета в инновационном развитии региона : тез. докл. междунар. конф. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012.

5. Медушевский Н.А. Сравнительный анализ потенциала регионов Дальневосточного федерального округа и оценка возможностей региональной системы высшего образования для инновационного развития территории» // Вестник международных организаций. – 2013. – № 1.

6. Медушевский Н.А. Фабрики мысли в ЕС: сравнительный анализ европейского и американского исследовательских подходов // Вестник РУДН: политология. – 2010. – № 1.

7. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. – 2011. – № 1 (32).

8. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.s-vfu.ru.

9. Bellandi M. Combining Universities’ third mission and place based industrial development [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revel.unice.fr/eriep/ index.html?id=3542.

10. Brenneman M.W., Callan P.M, Ewell P.T., Finney J.E., Jones D.P., & Zis, S. (2010, November). Good policy, good practice II. Improving outcomes and productivity in higher education: A guide for policymakers. A Joint Report from The National Center for Public Policy and Higher Education And The National Center for Higher Education Management Systems. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eric.ed.gov/?ft=on&q=Applying+Corporate+Knowledge+Management+Practices+in+Higher+Education &ff 1=pubGuid es+-+Non-Classroom.

11. Eckel P., & King, J. (2004). An overview of higher education in the United States: Diversity, access, and the role of the marketplace. American Council on Education, Washington, DC.

12. E3M: European indicators and ranking methodology for university third mission [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e3mproject.eu/

13. Imel S. (2002). Adult learning in cohort groups. Practice Application Brief no. 24. Eric Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education (ACVE) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.calpro-online.org/ERIC/ docgen.asp?tbl=pab&ID=114.

14. Jones G. (2010). Who benefits from Section 127? A study of employee education assistance provided under Section 127 of the Internal Revenue Code. National Association of Independent Colleges and Universities (NAICU) and Society for Human Resource Management (SHRM).

15. Lifelong Learning in Europe (Infographic).Posted on 23/05/2014 by Nick Schäferhoff [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soufflearning.com/en/lifelong-learning-in-europe-info-graphic.

16. Lifelong learning. Данные Евростата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/graph.do?tab=graph&plugin=1&pcode=tsdsc440& language=en&toolbox=type.

17. Obama B. (2009, February 24). Remarks of President Barack Obama – As prepared for delivery address to joint session of Congres. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-of-President-Barack-Obama-Address-to-Joint-Session-of-Congress.

18. Obama B. (2011, January 25). Remarks by the President in State of Union Address United States Capitol, Washington, DC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/the-pressoffice/2011/01/25/remarks-president-state-union-address.

В контексте трансформации международной системы высшего образования и ее постепенной адаптации к изменяющимся потребностям общества все чаще встает вопрос о необходимости расширения сферы деятельности вузов и их выходе за границы двухмерной классической модели, включающей образовательную деятельность и научные исследования.

Можно констатировать, что процесс развития вузов как самостоятельной институциональной формы длится с момента их возникновения в эпоху средневековья и ориентирован на соответствие запросу общества о выполнении определенных социально-значимых функций.

Объем функций, выполняемых вузами, постоянно расширяется и приводит к структурированию их деятельности. Изначальной ключевой функцией вузов являлось высшее образование, которое выражалось в передаче знаний от преподавателя к студенту и в подтверждении получения знания на различных экзаменах или квалификационных испытаниях. По мере развития и расширения системы образования, увеличения количества дисциплин, преподавателей, углубления научного знания возникает возможность консолидировать в рамках вузовской деятельности вторую, исследовательскую составляющую.

Безусловно, исследовательский компонент присутствовал в деятельности вузов изначально, с момента их создания, однако его носителями в большей степени выступали отдельные ученые. Лишь в контексте интенсификации прогресса научного знания стала возможна консолидация исследовательской составляющей. Данный процесс более интенсивно развивался в технической сфере, что было обусловлено сложностью таких исследований и необходимостью вовлечения в опыты и разработки большего числа ученых.

Исследования в гуманитарной сфере, по нашей оценке, достигли этапа консолидации лишь к середине ХХ в., когда возникли феномен экспертного сообщества и институциональная форма «фабрики мысли» (think tank). Причиной, повлекшей консолидацию гуманитарного знания, стало развитие многочисленных социологических и политологических методов, призванных объяснить новые тенденции в развитии международных отношений, трансформации культуры и менталитета, политической системы и т. д.

Для Цитирования:
Н.А. Медушевский, Современная миссия университета: практики Европы, США и России. Юрист ВУЗа. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: