Масштабные исследования, охватившие более 50 тыс. человек в разных возрастных группах среди населения РФ, позволили выяснить, что кариес постоянных зубов широко распространен и частота его встречаемости в группе детей 12 лет составляет 73–75 %, 15 лет — 82–88 %. Интенсивность кариеса согласно индекса КПУ (кариозные, пломбированные, удаленные постоянные зубы) составила среди детей 12 лет 2,91, 15 — была близка к 5. Начальные стадии патологий пародонта выявлялись у 4–5 % детей младшей возрастной группы, достигали 20 % у учеников начальной школы и 50 % у подростков 15 лет. Патологии постоянного прикуса характерны для 57–60 % детей старшего школьного возраста.
В перечень факторов риска прогрессирования патологий ротовой полости и зубов в детском возрасте следует включить:
1. Недостаточность навыков гигиены в области ухода за зубами.
2. Отсутствие профилактической работы с детьми.
3. Несбалансированный рацион питания.
4. Неблагоприятные экологические факторы.
5. Хронические соматические заболевания.
6. Вредные привычки.
Большая часть факторов — управляемые, т. е. от их влияния на появление и прогрессирование стоматологических заболеваний у детей можно избавиться или существенно уменьшить. Самое эффективное действие на провоцирующие факторы — улучшение уровня стоматологической грамотности и работа над формированием у детей мотивации к необходимости сохранения здоровья.
По данным ряда исследований, лишь налаживание правильной гигиены ротовой полости и формирование корректного пищевого поведения у детей способствует снижению потребности в санации на 10 %. Своевременность и регулярность профилактических мероприятий, проводимых стоматологом, — профессиональной чистки зубов, герметизации фиссур, обработки реминерализующими средствами и фторсодержащими препаратами — позволят сохранить здоровье зубов и пародонта.
Современная модель организации стоматологической помощи «по обращаемости» не удовлетворяет в полной мере потребностей в профилактике. Основная цель визита детей к стоматологу — получение помощи в борьбе с уже развившейся патологией. Часто врач не имеет временных и ситуационных возможностей реализации дополнительных профилактических мер, а родители не имеют желания приводить детей в клинику для их реализации. Поэтому с медицинской и социальной точки зрения оптимально проводить профилактические мероприятия вне стоматологической поликлиники, в местах, которые приближены к пребыванию детей и не требуют участия родителей. В советские годы для реализации этой цели применялась модель профилактики в школьных стоматологических кабинетах. Достоинства функционирования школьного кабинета заключаются в максимальном уровне его доступности, возможности продолжительного наблюдения за здоровьем, своевременности реализации профилактических мероприятий, вовлечении учащихся, родителей и учителей в процесс обучения гигиене, использовании групповых методик для профилактики, возможности осуществления индивидуальной профилактической программы согласно с выявляемыми факторами риска и выраженностью кариеса, личной заинтересованности медицинского персонала в положительных результатах своей работы. Эффективность реализации первичных и вторичных профилактических мер школьными стоматологами настолько высока, что редукция кариозных изменений в некоторых возрастных группах составляла от 90 до 100 %.