По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современная культурология как научная парадигма*

Александр Сергеевич Запесоцкий ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор культурологии, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член РАО
Александр Петрович Марков профессор кафедры социально-культурных технологий Гуманитарного университета профсоюзов, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, Россия, 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, e-mail: info@gup.ru

В статье осмысливается становление в России культурологии как науки и учебной дисциплины, обосновывается возможность рассмотрения культурологии как научной парадигмы, исследуются проблемный и научный спектры культурологии, демонстрируются разнообразие научных форм, в которые облекается культурологическая мысль, и взаимодополнительность ее различных аспектов.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Новое в современной классической филологии. — М.: Наука, 1979.

2. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. — М.: Высшая школа, 2006. — С. 13.

3. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

4. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век: антология. — М.: Юрист, 1995. — С. 104–162.

5. Кондаков И.В. История культурологической мысли // Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 т. — СПб.: Университетская книга: Алетейя, 1998. — Т. 1.

6. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977; В поисках теории развития науки: очерки западноевропейских и американских концепций XX века. — М.: Наука, 1982.

7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. — URL: http://fi losof.historic.ru/books/c00034.shtml (дата обращения: 26.11.2010).

8. Степин В.С. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности: Материалы круглого стола // Вопросы философии. — 2006. — № 9. — С. 4–7.

9. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания: Материалы круглого стола // Вопросы философии. — 2004. — № 7.

10. Флоренский П. Столп и утверждение истины / Вступ. ст. С.С. Хоружего. — М.: Правда, 1990. — Т. 1: в 2 ч.

11. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995. — С. 280.

Культурологическая проблематика начинает активно утверждать себя в системе социально-гуманитарных наук во второй половине XX века, что во многом обусловлено не только характером самой эпохи, но и новым пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека и общества. Ранее проблемы культуры исследовали в рамках уже сложившихся теоретико-методологических концепций и систематизированного нормативного знания. Так, например, на рубеже XIX–XX веков соответствующая тематика отчетливо зазвучала на фоне бурного расцвета полевых исследований фольклористов, этнографов, психологов. Позже культурологическую эстафету приняли такие науки, как этнология, социология, политология, антропология, которые потом модифицировались в социологию культуры, культурную антропологию, психологию культуры, этнопсихологию (не случайно основными науками о культуре в западноевропейской и американской традиции принято считать социологию, социальную и культурную антропологию). В России значительный вклад в понимание культуры как целостности внесли философия культуры, филология, лингвистика, семиотика и др.

При определенном сходстве в понимании онтологии культуры (и относительно общих границах проблемного поля гуманитарного знания) понимание о различных аспектах культурного бытия человека и общества разделено сложившимися границами научной компетенции различных социальных и гуманитарных наук, что противоречит в процессе познания целостности самого феномена культуры. Культурология, изучающая культуру как целое, уже в силу этого обстоятельства не может быть гуманитарной наукой «в ряду других». Это обстоятельство затрудняет процесс самоопределения культурологии в качестве самостоятельной науки (включая и рефлексию ее метода). Кроме того, многообразие существующих в рамках различных наук (философии, социологии, лингвистики и др.) определений культуры до сих пор не позволяет исчерпывающе очертить объектную область и предмет культурологии. К тому же на сегодняшний день культурология все еще не получила международного признания. Сам факт рождения культурологии как специфической области теоретического знания не вызывает сомнений у большинства отечественных гуманитариев, однако проблема идентификации научного метода, с которой связана окончательная легитимизация данной области знания о культуре, все еще не решена достаточно убедительно.

Для Цитирования:
Александр Сергеевич Запесоцкий, Александр Петрович Марков, Современная культурология как научная парадигма*. Ученый совет. 2014;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: