Актуальность темы была обозначена подготовкой Правительством РФ «Плана мероприятий по реализации в субъектах РФ программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016–2020 гг.» [1].
По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в 2016 / 17 учебном году в 49 профессиональных образовательных организациях, подведомственных комитету, обучались 893 инвалида и лица с ОВЗ по различным профессиям / специальностям. Трудоустройство инвалидов после окончания обучения составило 75,2 %. Но следует отметить, что обеспечение занятости этой группы выпускников идет негладко. Возникла необходимость координации работы всех заинтересованных структур для достижения цели: высокого уровня трудоус тройс тва инвалидов-выпускников.
Основой работы стали методические рекомендации Минтруда России (согласованные с Минобрнауки России) по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам, относящимся к категории инвалидов [2].
По приглашению Комитета по образованию СанктПетербурга и базового центра представители Центра им. Альбрехта на первом этапе совместной работы выступали на семинарах специалистов образовательных организаций, ответственных за работу по трудоустройству выпускников. Эти мероприятия проводились на базе Морского технического колледжа, Невского колледжа им. А. Г. Небольсина и Охтинского колледжа. В ходе семинаров была получена объективная информация о состоянии работы по трудоустройству выпускников-инвалидов.
Было установлено, что ответственные за трудоустройство в профессиональных образовательных организациях испытывают затруднения в работе с инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве. Часть инвалидов не проходят профессиональную реабилитацию и не готовы к будущей работе по специальности. Это подтверждается, в частности, исследованиями Центра им. Альбрехта, проведенными в 2013–2015 гг. по поручению Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по итогам опросов инвалидов [3].