С приходом большевиков к власти были экспроприированы крупные коммерческие предприятия питания. Первыми под разгром попали фешенебельные рестораны, которые, с точки зрения победившего пролетариата, являлись символами буржуазной роскоши. Уже на основании декретов советского правительства (в частности, постановления от 27 октября 1917 года о расширении компетенции городских самоуправлений в решении продовольственных вопросов) на месте старых ресторанов и трактиров стали создаваться столовые для рабочих и красноармейцев.
Первой открылась рабочая столовая, преобразованная из буфета Народного дома, на Петроградской стороне. А знаменитый питерский ресторан «Медведь» превратился в пункт питания для красноармейских частей, отправлявшихся на фронт. Бойцам преподносили уже далеко не ресторанные блюда: от прежнего великолепия осталась только фарфоровая посуда с гербом ресторана в виде косматой головы медведя. К 1919 году. В Петрограде и Москве насчитывалось около 3 тыс. подобных преобразованных точек питания, которые обслуживали около миллиона граждан. В 1920 году на территории России общепит обслуживали 7 млн трудящихся, а в 1921 году – свыше 8 млн. Разумеется, здесь не оставалось уже ничего, что хотя бы отдаленно напоминало былой раз мах и великолепие. Эти пункты питания служили уже совсем другим целям – выживанию и поддержанию трудоспособности рабочих кадров.
При НЭПе сектор общественного питания несколько оживился. Вместе с первой волной нуворишей стали подниматься и рестораны. Однако в них уже гуляли не купцы-толстосумы и художественная богема, а новоиспеченные короли предпринимательства. Одетые по моде 1920-х гг. в узкие брючки и остроносые ботинки «джимми» мужчины и крикливо накрашенные дамы спускали здесь за вечер баснословные суммы, не рассчитывая на долгосрочное экономическое процветание. Ресторанный быт этого периода несет на себе печать надсадного веселья и пьяного ночного загула. Короткий всплеск полусвободного предпринимательства не дал каких-либо серьезных плодов в организации ресторанного дела, а последующий период «наступления социализма по всему фронту» привел к тотальной перестройке системы общественного питания.