По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.036.1; 18.31.09 DOI:10.33920/nik-01-2007-02

Советский художник как участник государственного похоронного ритуала 1920–1950-х годов

Руцинская Ирина Ильинична ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, e-mail: irinaru2110@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4033-8212

На протяжении 1920–1950-х гг. избранные советские художники были постоянными участниками похоронных церемониалов государственного масштаба. В представленной статье впервые исследуется процесс включения художников в похоронный ритуал и наделения их специфической ролью в ходе совершения танатологических практик государственного масштаба. Стереотипы поведения тех, кто был «удостоен чести» быть приглашенным к гробу вождя, их эмоциональные реакции, характер работ, выполненных во время проведения похоронного ритуала, рассматриваются как составные части процесса формирования особого семиотического пространства.

Литература:

1. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. — М.: Янус-К, 1998.

2. Еремеева С.А. «В вихре великом не сгинут бесследно»: новая смерть для борцов за новую жизнь // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. — 2014. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-vihrevelikom-ne-sginut-bessledno-novaya-smert-dlya-bortsov-za-novuyu-zhizn (дата обращения: 12.06.2018).

3. Зиновьев Г.Е. Шесть дней, которых не забудет Россия // Правда. — 1924. — 30 января.

4. Кацман Е. Из воспоминаний о Ленине // Искусство — в массы. — 1929. — С. 9–10.

5. Кацман Е. Лицо Кирова — душа большевиков // Искусство. — 1934. — № 6. — С. 8–9.

6. Лехт Ф. Три дня // Искусство. — 1934. — № 6. — С. 11–12.

7. Логунова М.О. Печальные ритуалы императорской России. — М.; СПб.: Центрполиграф, 2011.

8. Модоров Ф. В Колонном зале // Искусство. — 1934. — № 6. — С. 10.

9. Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве / Пер. с англ. Н. Эдельмана. — М.: Новое литературное обозрение, 2010.

10. Пунин Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.

11. Стенограмма экстренного заседания Правления МОССХ от 23/1–35 года // Континент. — 2011. — № 48 [Электронный ресурс]. — URL: http://magazines.russ.ru/ continent/2011/148/mo45 (дата обращения: 03.06.2018).

12. Эннкер Б. Формирование культа Ленина в Советском Союзе / Пер. с нем. А.Г. Гаджикурбанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011.

13. Ямпольский М.Б. Смерть в кино // Искусство кино. — 1991. — № 9. — С. 53–63.

Статья поступила 23.02.2020

Теме смерти в советской культуре 1920–1950-х гг. отведена особая роль. На протяжении трех десятилетий она находилась в поле пристального государственного и общественного внимания. Смерть приветствовали, когда предсказывали уничтожение старого мира; ее воспевали во время похорон героев, погибших за победу революции; дни смерти вождя, его соратников «и других выдающихся деятелей» ежегодно становились поводом для торжественно-праздничных мероприятий, а гробница вождя, сооруженная на Красной площади, стала одним из главных символов государства. И, конечно же, смерть тщательно обставляли новыми — советскими — ритуалами.

Эти ритуалы в последние годы все чаще привлекают внимание исследователей. Философы, культурологи, историки обращаются к анализу того, как тоталитарная власть присваивала, трансформировала и политизировала один из «обрядов перехода», веками существовавший в религиозном пространстве. Естественно, наибольшее количество работ посвящено исследованию того, как формировался похоронно-поминальный ритуал, сопровождавший смерть советских вождей, в первую очередь Ленина, и какие функции он был призван выполнять.

Нас в данной статье интересует не столько сам ритуал, сколько использование изобразительного искусства в качестве его обязательного элемента. Начиная с похорон Ленина и вплоть до похорон Сталина к гробу умершего обязательно приглашали скульпторов и художников, чтобы запечатлеть, сохранить для истории посмертный облик вождя. Время, место, порядок проведения этого художественного акта были полностью подчинены разработанному ритуалу, а его цели и задачи, итоги и результаты выходили далеко за пределы ритуального поля. В связи с чем представляется возможным проследить, как художники непосредственно участвовали в похоронно-поминальных обрядах, как, работая над темой «Смерть и похороны вождя», они способствовали реализации идеологических программ власти, в частности, в решении задачи «присвоения» смерти и установления «ритуальных каналов связи» [1] с сакральными советскими ценностями.

Для Цитирования:
Руцинская Ирина Ильинична, Советский художник как участник государственного похоронного ритуала 1920–1950-х годов. Вопросы культурологии. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: