По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Советский джип

В год 50-летия начала полноценных продаж ВАЗовской «копейки» предлагаем читателям поговорить о другом тольяттинском автомобиле семидесятых годов. «Виновник» этого материала — автомобиль «Нива». Примечательные факты, связанные с этой интересной машиной, расскажет эксперт по городскому транспорту Виталий Орлов (г. Минск, Беларусь).

Действительно, освоение ее производства означало, что во вторую «десятилетку» своей истории ВАЗ вступает с моделью собственной разработки. Как известно, 1966 г. — год принятия решения о строительстве Волжского автозавода и подписания с итальянской стороной соответствующего договора, так что размен второй десятки тольяттинцы встречали не с пустыми руками. «Двойка», «тройка» и толькотолько поехавшая тогда «шестерка» представляли собой развитие ВАЗ2101 (и ее основы «Фиат»-124), ВАЗ2105 («пятерка») с ВАЗ-2107 («семерка)», хотя и на базе того же «итальянца», еще не поспели.

Также в год запуска «Нивы» отмечалось 60-летие Октябрьской революции, но время идет, и у все большего числа читателей та круглая дата (возникновения СССР) вызывает вопрос. Вместе с тем, неофициальное название автомобиля — «советский джип». Современному читателю трудно согласиться с тем, что «Ниву» следует относить к «паркетникам» или «паркетным внедорожникам». Дело в том, что в конце 1970 гг. в СССР линейка полноприводных легковых автомобилей ограничивалась УАЗ-469. Сегодня его обновили, модернизировали и назвали «Охотник», а тогда «полувоенная машина», окрашенная в защитный цвет, с тентом, не продавалась частным лицам (при определенном везении можно было достать только списанные «уазики»). Вторым местом применения УАЗа было сельское хозяйство — на нем ездили руководители колхозов и совхозов.

С появлением «Нивы» стали возможны поездки с комфортом за город, на машине самой популярной (даже в силу объемов производства) отечественной марки — «ЖигулиЛада». Известен, конечно, и сельский вариант «Москвича» (в т. ч. с кузовом «универсал», усиленными рессорами и повышенной «посадкой», при том, что колесная база была отнюдь не 4х4). Однако «Нива» стала ВАЗовским первенцем для бездорожья с постоянным полным приводом. Кстати, по стоимости модели 2121 (даже числовое обозначение притягивает внимание) — 12 тыс. руб., уступала только «Волге» ГАЗ-24 (15.203 руб.). Для сравнения: Иж-«комби» — 7200 руб., ЗАЗ-968М — всего 3500 руб., Жигули-«семерка» же обходилась почти в 10 тыс.

Для Цитирования:
Советский джип. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: