По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Советская торговля. Вспомнить, чтобы забыть

Два слова в названии рубрики следует поставить в кавычки. Если только значение слова бренд брать в варианте «клеймо». Ну а уж слово успех — совсем лишнее. Речь пойдет о советской торговле. Пожалуй, главной отрасли нашей жизни, где произошли наиболее поразительные и кардинальные наглядные изменения за последние «всего лишь» 30–40 лет.

Не буду вдаваться в очень давнюю историю — как формировалась новая торговля в новой советской стране после революции 1917 года, как (кстати, 100 лет назад) началась и прошла эпоха НЭПа, которая в плане торговли была очень выделяющимся событием, и далее — по учебнику истории. Вспомню свои личные представления и ощущения от советской торговли с середины 70-х до начала 90-х. И наглядно продемонстрирую их старыми фотоснимками.

Когда советский человек приезжал из редкой заграничной поездки (в моей семье был такой, поэтому воспоминания из первых рук), главное, о чем он рассказывал взахлеб — это прилавки магазинов, ломящиеся от товаров, о которых мы не то что не мечтали — даже не знали об их существовании. Эти впечатления стояли в одном ряду с улыбающимися лицами представителей «загнивающего капиталистического общества». А вдруг это както связано?

При упоминании словосочетания «советская торговля» в памяти каждого жившего в то время человека всплывет картина однообразной (и чего уж там — безобразной) одежды и обуви, очередь на запись на книги или мебель, мягко говоря — очень узкого ассортимента продуктов питания (по сути — пустых полок магазинов), серой низкопробной бумаги, в которую заворачивают кусок маргарина либо повидла или отсыпают незамысловатые конфеты (карамель «Яблоко», подушечки или пресловутое драже с народным названием «Дунькина радость»). Я не знаю, какие картины всплывают в памяти радетелей советской эпохи, но у меня — именно эти.

Ну и конечно — продавец. Точнее — продавщица, как тогда можно было называть работника прилавка (сейчас персонал магазина может и обидеться на такое обращение). Тут тоже портрет будет не самым радужным: сердитая, а чаще — хамоватая, немолодая женщина в засаленном белом халате. Да, и масса анекдотов и баек той поры — тоже вспомнятся. Например, увиденное собственными глазами: на вопрос покупателя «А это «Провансаль»?» продавец, не понимая вопроса и чуть не кидая стеклянную банку, отвечает: «Майонез!!».

Кстати, майонез в то время был настоящим дефицитом. Впрочем, дефицитом было почти всё: мясо, масло, колбаса, сыр, мороженое, шоколад, туалетная бумага — и это только навскидку, элементарные продукты. Еще, конечно, мебель и книги. Но! Почти у каждой советской семьи была какая-то лазейка, человек, знакомый или знакомый знакомых, который имел доступ к в то время дефицитным продуктам. И на праздничном столе неизменно появлялись либо купленные «по блату», либо отвоеванные в неравном магазинном бою, называемые тогда «выброшенные» деликатесы того времени: буженина, печень, красная икра, апельсины, сервелат, шпроты, «Мишка на севере», зеленый горошек и иже с ними.

Для Цитирования:
Ольга Сребницкая, Советская торговля. Вспомнить, чтобы забыть. Современная торговля. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: