По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: nihrenov@mail.ru

В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве.

Литература:

176. Базен А. Миф Сталина в советском кино / А. Базен // Киноведческие записки. — 1988. — № 1. — С. 166.

177. Андреев Д. Роза мира / Д. Андреев // Искусство кино. — 1990. — № 5. — С. 140.

178. Пришвин М. Дневник. 1930 год / М. Пришвин // Октябрь. — 1989. — № 7. — С. 145.

179. Некрин А., Геллер М. Утопия у власти. Т. 1. / А. Некрин, М. Геллер. — Франкфуртна-Майне, 1982. — С. 280.

180. Антонов-Овсеенко В.А. Театр Иосифа Сталина / В.А. Антонов-Овсеенко // Осмыслить культ Сталина. — М., 1989. — С. 90.

181. Некрин А., Геллер М. Утопия у власти. / А. Некрин, М. Геллер. — С. 296.

182. Всероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет. — М.; Л., 1927. — С. 128.

183. Курелла А. Какими должны быть наши праздники / А. Курелла // Революция и культура. — 1928. — № 17. — С. 51.

184. Там же. — С. 52.

185. Там же. — С. 48.

186. Замятин Е. Мы / Е. Замятин // Знамя. — 1988. — № 5. — С. 115.

187. Банфи А. Философия искусства / А. Банфи. — М., 1989. — С. 66.

176. Базен А. Миф Сталина в советском кино / А. Базен // Киноведческие записки. — 1988. — № 1. — С. 166.

177. Андреев Д. Роза мира / Д. Андреев // Искусство кино. — 1990. — № 5. — С. 140.

178. Пришвин М. Дневник. 1930 год / М. Пришвин // Октябрь. — 1989. — № 7. — С. 145.

179. Некрин А., Геллер М. Утопия у власти. Т. 1. / А. Некрин, М. Геллер. — Франкфуртна-Майне, 1982. — С. 280.

180. Антонов-Овсеенко В.А. Театр Иосифа Сталина / В.А. Антонов-Овсеенко // Осмыслить культ Сталина. — М., 1989. — С. 90.

181. Некрин А., Геллер М. Утопия у власти. / А. Некрин, М. Геллер. — С. 296.

182. Всероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет. — М.; Л., 1927. — С. 128.

183. Курелла А. Какими должны быть наши праздники / А. Курелла // Революция и культура. — 1928. — № 17. — С. 51.

184. Там же. — С. 52.

185. Там же. — С. 48.

186. Замятин Е. Мы / Е. Замятин // Знамя. — 1988. — № 5. — С. 115.

187. Банфи А. Философия искусства / А. Банфи. — М., 1989. — С. 66.

Архитектурные установки власти объясняются не только стремлением управлять массами, владеть ими, но и стремлением увековечить свои символы, сделать ее представителей бессмертными. Вот почему диктаторы не могут спокойно думать о египетских пирамидах. Власть стремится к закреплению в искусстве ценностей, подчеркивающих не временный, а ее вечный характер.

Пытаясь осмыслить фильмы с участием Сталина, А. Базен пришел к выводу, что «мумификация» Сталина в кино оказывается такой же символичной, как и бальзамирование Ленина. «Эта мумификация означает, что в отношениях Сталина с советской политикой, — пишет он, — не осталось уже ничего случайного, ничего относительного и, если договаривать до конца, ничего из того, что принято называть словом “человеческое”, что асимптота: человек в истории — это в данном случае пройденный этап. Сталин это и есть воплощение Истории» [176].

Л. Волкогонов не отрицает возможности сопоставления Сталина с диктаторами, когда-либо существовавшими в мировой истории. Сталинизм он представляет “цезаризмом” XX в. или диктатурой единовластия при сохранении внешних признаков государственной демократии. Однако если иметь в виду архитектурные пристрастия Сталина, то в данном случае “цезаризм” превзошел все известные мировой истории формы и масштабы. Например, Д. Андреев утверждает, что поставленная у Колизея 40-метровая статуя Нерона в образе Аполлона выглядит жалкой в сравнении с тысячами воздвигаемых на привокзальных площадях, в парках, заводских дворах статуй «вождя народов» [177].

Следует признать, однако, что по всей стране тиражировались памятники не только Сталину, но и Ленину. М. Пришвин записывает в дневнике, как на Неглинной улице он увидел множество отлитых из бронзы голов Ленина, тысячами рассылаемых по всей стране. «В каком отношении живая голова Ленина, — пишет он, — находится к этим медно-болванным, что бы он подумал, если бы при жизни его пророческим видением предстала подвода с сотней медно-болванных его голов, по которым ходит рабочий и ругает кого-то матерным словом?» [178]. В 1933 г. один иностранный журналист подсчитал, сколько портретов Ленина и Сталина было выставлено и вывешено на улице Горького.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты. Вопросы культурологии. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: