По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: nihrenov@mail.ru

В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве.

Статья поступила 10.07.2017 г.

Литература:

137. Хвойник И. Скульптура и архитектура // Вопросы синтеза искусства. — М., 1936. — С. 59.

138. Троцкий Н. О социалистическом реализме в архитектуре // Архитектура СССР. — 1940. — № 7. — С. 53.

139. Платонов А. Котлован // Новый мир. — 1987. — № 6. — С. 80.

140. Лившиц М. Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения // Лившиц М. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. — М., 1986. — С. 64.

141. Симонов К. Глазами человека моего поколения // Знамя. — 1988. — № 4. — С. 70.

142. Там же. — С. 70.

143. Там же.

144. Коган И. Русская литература в годы Октябрьской революции // Красная новь. — 1921. — № 3. — С. 240.

145. Конквист Р. Большой террор // Нева. — 1989. — № 9. — С. 130.

146. Пришвин М. Дневник. 1930 год // Октябрь. — 1990. — № 7. — С. 164.

147. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 44.

148. Там же. — С. 52.

149. Солженицын А. Архипелаг Гулаг // Новый мир. — 1989. — № 9. — С. 129.

150. Симонов К. Заметки к биографии Г.К. Жукова // Военно-исторический журнал. — 1987. — № 10. — С. 63.

151. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина // Осмыслить культ Сталина. — М., 1989. — С. 90.

152. Раскольников Ф. Открытое письмо Сталину // Осмыслить культ Сталина. — М., 1989. — С. 613.

153. Солженицын А. Архипелаг Гулаг // Новый мир. — № 9. — С. 117.

154. Там же. — С. 123.

155. Розанов В. Когда начальство ушло. — СПб., 1910. — С. 75.

156. Фейхтвангер Л. Москва. 1937. — М., 1937. — С. 59.

157. Бычков В. Эстетика поздней античности. — М., 1981. — С. 19.

158. Там же. — С. 75.

159. Троцкий Л. Иосиф Сталин. Опыт характеристики // Осмыслить культ Сталина. — М., 1989. — С. 45.

160. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1966. — С. 170.

161. Солженицын А. Указ. соч. — № 11. — С. 79.

162. Некрин А., Геллер М. Утопия у власти. Т. 1. – Франкфурт-на-Майне, 1982. – С. 324.

163. Герцен А. Собр. соч. в 30-т. Т. 7. — М., 1958. — С. 321.

164. Мандельштам И. Воспоминания // Юность. — 1988. — № 8. — С. 46.

165. Сардаров А. Сталинский стиль. Постскриптум. Опыт архитектурной публицистики // Архитектура СССР. — 1989. — № 5, 6. — С. 32.

166. Атаров И. Дворец Советов. — М., 1940. — С. 100.

167. Юзовский Ю. О «Даме с камелиями» и красоте жизни // Литературный критик. — 1934. — № 6. — С. 145.

168. Волкогонов Л. Триумф и трагедия // Октябрь. — 1988. — № 12. — С. 72.

169. Козлов В., Плимак Е. Концепция советского термидора // Знамя. — 1990. — № 7. — С. 171.

170. Платонов А. Котлован // Новый мир. — 1987. — № 6. — С. 57.

171. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 129.

172. Ржешевский А. Жизнь. Кино. — М., 1982. — С. 260.

173. Канетти Э. Человек нашего столетия. — М., 1990. — С. 67.

174. Бердяев Н. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. — Париж, 1926. — С. 216.

175. Пришвин М. Дневник. 1930 год // Октябрь. — 1989. — № 7. — С. 156.

Возвращение в XX в. к «детству» человечества, к классической античности созвучно процессам «ювенилизации» народов, их обращенности в будущее. Увлечение позами и выражениями классической античности подчас принимало неорганические формы. Так, скульпторы 1930-х гг. склонны переодевать колхозников и рабочих в тоги патрициев, туники римских матрон, плащи Алкивиада и хитоны греческих дев. Например, скульптор Меркуров возмущался необходимостью изображать фигуры колхозников в стиле позднего Ренессанса на фасаде одного из зданий, построенных Жолтовским [137].

Между тем, за конкретными фактами угадывается возрождение в границах провозглашенного социалистического реализма, свойственного отечественному искусству конца XVII — начала XIX вв. духа классицизма. Атмосфера возрождения этой художественной системы объясняется не столько внутренними процессами, сколько общественным контекстом, в котором в 1930-е гг. развивалось искусство. Эпоха воспринималась как время восхождения на арену истории нового класса. «Наша эпоха — это эпоха победы восходящего класса — пролетариата, — писал архитектор Н. Троцкий, — класса мощного, организованного, простого, сурового, героического, ясного, правдивого и полного жизненности и энергии» [138]. При этом новый класс осознавал себя выразителем всех прогрессивных сил человечества, а не каких-то этнических, национальных или социальных общностей. Как выражался герой А. Платонова, «наш класс весь мир чувствует…» [139]. Именно новому классу соответствовал универсальный этический идеал, несовместимый с личными, индивидуальными и узкоклассовыми интересами. Идеал нового класса связан также с объединяющим государственным началом, что новое время роднило с петровской эпохой и стало основой для возрождения классицизма. Новый класс с его государственными ориентациями предъявил искусству специфические требования. Он стимулировал активизацию искусства в утверждении классовых, а следовательно, как тогда представлялось, общечеловеческих ценностей. Ориентация на государственную этику возрождала дух античного гражданина, жертвующего собой ради свободы, понимаемой как свобода государства, приносящего в жертву личные человеческие ценности ради государственных. Понимание свободы как свободы государства, а не как свободы общества и личности, способствовало наращиванию милитаризации, что соответствует атмосфере 1930-х гг. В свое время недоброжелатели классицизма усматривали в этом искусстве расхождение между внутренним и внешним: «Под античными складками одежды самоотверженного гражданина» скрывался «верноподданный абсолютной монархии» [140]. Почти то же самое можно сказать о сталинском классицизме. Под внешностью милитаризованного человека находился лишенный свободы и человеческого достоинства человек. Под парадным ликующим стилем классицизма скрывалась неприглядная реальность. Возрождение классицизма подчеркивало театральный стиль новой культуры.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты. Вопросы культурологии. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: