Текущий этап развития федерального земельного законодательства достаточно специфичен. В-первых, в 2014–2017 гг.
произошло значительно обновление всего массива земельно-правовых норм (см. — далее), которое требует пристального анализа.
Во-вторых, многими ученым и специалистами критикуется нынешнее рассосредоточение федеральных структур, уполномоченных в вопросах управления земельными ресурсами [2, 8, 12] (а оно в определенной степени обусловлено также и подходами законодателя). В-третьих, стало очевидным, что самые правильные законы и управленческие решения в данной сфере не могут дать должной эффективности без надлежащего землеустроительного обеспечения [4].
О внимании федерального законодателя к указанным вопросам свидетельствуют, в частности, организованные Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в апреле 2018 г.
круглый стол «Проблемы эффективности государственного управления земельными ресурсами» и парламентские слушания «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства».
Последние были проведены непосредственно в Государственном университете по землеустройству, что отражает не только важность землеустройства как традиционного инструмента управления земельными ресурсами, но и роль университета в поиске оптимальных решений в этой сфере.
В данной статье обобщены основные проблемы, затронутые в ходе указанных мероприятий, а также сформулирован и обоснован ряд предложений, позволяющих не просто решить такие проблемы, но и на основе оптимизации законодательства и реализации мер землеустроительного характера обеспечить более рациональное использование земельных ресурсов, превратить их в фактор экономического роста.
Следует отметить, что многие проблемы земельного законодательства просто неизбежны, так как обусловлены многофункциональностью земли и разноаспектностью ее использования (природный объект и ресурс, недвижимое имущество, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, объект инвестирования и налогообложения и др.). Именно комплексный характер складывающихся по поводу земли отношений приводит к разнонаправленным и даже противоречивым процессам в развитии земельного законодательства. Причем действие этого фактора сохранится, также как и проблема соотношения земельного и гражданского законодательства (складывающиеся по поводу земли имущественные отношения регулируются обеими отраслями).