По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.152:338.431/.439

Совершенствование управления государственным имуществом АПК в Республике Беларусь

А. П. Такун канд. экон. наук, доцент, E-mail: olbosigor@mail.ru, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
О. Н. Горбатовская канд. экон. наук, доцент, E-mail: olbosigor@mail.ru, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
С. П. Такун ст. науч. сотр., E-mail: olbosigor@mail.ru, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
Л. М. Павлович ст. науч. сотр., E-mail: olbosigor@mail.ru, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
И. Л. Ковалёв науч. сотр., E-mail: olbosigor@mail.ru, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Россия, г. Москва
Н. М. Костомахин д-р биол. наук, профессор, E-mail: kostomakhin@rgau-msha.ru, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева», Россия, г. Москва

Цель работы — проанализировать управление государственным имуществом АПК в Республике Беларусь. В Республике Беларусь сформировалась децентрализованная (отраслевая) система владельческого надзора, когда акциями управляют министерства, концерны, комитеты, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования в акционерные общества. Помимо отраслевой, выделяют централизованную и дуальную системы, которые активно используются ключевыми внешнеторговыми партнерами РБ — Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В настоящее время в АПК Республики Беларусь присутствует большое количество государственных предприятий и организаций с долей государства в уставных фондах. Анализ государственной доли собственности в уставных фондах ОАО свидетельствует, что в сельскохозяйственных организациях в последние годы она стабильно находится в диапазоне 70–80 %, а в промышленных и обслуживающих организациях — 40–50 %. При этом отмечается необходимость обеспечения роста эффективности функционирования многих ОАО, в том числе посредством совершенствования инструментов управления предприятиями и организациями, включая владельческий надзор. В статье обосновываются перспективные направления совершенствования владельческого надзора, включая организационное — переход от отраслевой к централизованной модели организации владельческого надзора в АПК; экономическое — развитие системы корпоративного управления в хозяйственных обществах; административно-экономическое — разработка методики оценки эффективности управления государственной собственностью в АПК. Выделены основные методические подходы к оценке экономической эффективности управления государственной собственностью в АПК республики: 1) основанные на количественных либо на качественных показателях; 2) ориентированные на объект либо субъект управления, учитывающие только экономические показатели либо базирующиеся на показателях социальной эффективности и общественной полезности. Использование результатов предлагаемого исследования направлено на совершенствование владельческого надзора и позволит повысить эффективность функционирования хозяйственных обществ АПК Республики Беларусь.

Литература:

1. Бондарь В. В. Оценка эффективности управления государственной собственностью / В. В. Бондарь, И. В. Смирнова. — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2006. — 175 с.

2. Вересова Д. М. К вопросу о создании методики оценки эффективности решений по управлению государственной собственностью / Д. М. Вересова // Вопросы экономических наук. — 2008. — № 5. — С. 27–30.

3. Государственная и частная собственность в АПК Китая / Ли Айци, Минь Чжао, И. Е. Савельев, Е. П. Макарова-Коробейникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 6. — С. 11–16.

4. Доклад по корпоративному управлению государственными предприятиями в России. — М.: ОЭСР, 2015. — 70 с.

5. Закон от 3 февраля 2022 г. № 18795 «О функционировании государственных учреждений» / Мин-во стратегии и финансов (отдел государственной политики) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.law.go.kr/법령/공공기관의%20운영에%20 관한%20법률.

6. Иванычев П. С. Особенности стратегии управления государственной собственностью РФ на основе оценки эффективности (на примере Тюменской области) / П. С. Иванычев // Академический вестник. — 2009. — № 4. — С. 109–113.

7. Калинин А. С. Система оценки эффективности управления государственной собственностью в отечественной и зарубежной практике / А. С. Калинин // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2018. — № 2 (10). — С. 17–24.

8. Каминский В. С. К вопросу о теории эффективности государственного управления / В. С. Каминский // Журнал исследований по управлению. — 2019. — Т. 5 — № 5. — С. 9–16.

9. Костомахин Н. Сельское хозяйство нуждается в государственном регулировании / Н. Костомахин // Животноводство России. — 2004. — № 9. — С. 10–12.

10. Костомахин Н. М. Оптимальный подход к решению национального проекта «Развитие АПК» в области животноводства / Н. М. Костомахин, Е. Н. Костомахина // Аграрная Россия. — 2007. — № 4. — С. 24–25.

11. Мищенко И. В. Аграрная политика Китая и возможности ее применения в России / И. В. Мищенко, А. В. Боровиков [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.readkong.com/ page/agrarnaya-politika-kitaya-i-vozmozhnosti-ee-primeneniya-v-4471640.

12. Пашкевич И. В. Методический подход к оценке эффективности корпоративного управления на белорусских предприятиях государственной собственности / И. В. Пашкевич // Банковский вестник. — 2020. — № 5. — С. 21–29.

13. Рубеж М. Г. Адаптация китайского опыта организационной структуры управления государственным сектором для Республики Беларусь / М. Г. Рубеж // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Экономика и управление. — 2021. — Т. 7 (73). — № 1. — С. 105–114.

14. Рубеж М. Г. Сопоставительный анализ механизма управления предприятиями государственной формы собственности Китая и Беларуси / М. Г. Рубеж; под ред. В. Л. Василёнка // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, март 2020 г.). — СПб., 2021. — С. 129–133.

15. Управление государственным сектором экономики / М. М. Ковалев и др. — Минск: Изд. центр БГУ, 2018. — 250 с.

16. Эффективное управление государственной собственностью в 2018–2024 годах и до 2035 года. Аналитический доклад. — М.: Центр стратегических разработок, 2018. — 54 с.

17. Юшко К. Ю. На пути к корпоративному управлению / К. Ю. Юшко // Веснік БДУ. — 2014. — Сер. 3. — № 1. — С. 40–43.

18. Kostomakhin N. Experience and prospects of the use of precision livestock farming in the Russian Federation / N. Kostomakhin, L. Tseiko, M. Kostomakhin // Bio Web of Conferences. XVII International Scientific and Practical Conference "State and Development Prospects of Agribusiness" (INTERAGROMASH 2024). — EDP Sciences, 2024. — P. 02001. DOI: 10.1051/bioconf/202411302001.

19. Macur M. New model of quality assessment in public administration — upgrading the common assessment framework (CAF) / M. Macur, B. Radej // Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. — 2017. — Vol. 10. — No. 1. — P. 127–151.

20. Park J. Is the Management Evaluation System of State-Owned Enterprises in the Republic of Korea a Good Tool for Better Performance? / J. Park, J. Kim, C. J. Kim [Electronic resource]. — Tokyo: Asian Development Bank Institute. ADBI. — 2019. — Working Paper 1055 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.adb.org/publications/ management-evaluation-system-state-owned-enterprises-korea.

21. Practical implementation of research on the introduction of on-board metersindicators for monitoring the technical condition of tractors / M. Kostomakhin, N. Kostomakhin, N. Petrishchev, L. Tseiko // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering" (ERSME-2023). — Rostov-on-Don, 2023. — Vol. 376. — P. 01072. DOI: 10.1051/ e3sconf/202337601072.

22. Proposals for reduction of the cost of ownership of agricultural machinery due to increase controllability and adaptability to diagnosis / M. N. Kostomakhin, N. M. Kostomakhin, Yu. V. Kataev et al. // E3S Web of Conferences. International Scientific Siberian Transport Forum — TransSiberia 2023. — 2023. — Vol. 402. — P. 13003. DOI: 10.1051/e3sconf/202340213003.

23. Yang Sh. Research on the Supervision Mode of Competitive State-owned Enterprises by State-owned Capital Investment and Operation Companies / Sh. Yang, Y. Tian, Y. Yang // E3S Web of Conferences. — TEES 2021. — 251. — P. 01107. DOI: 10.1051/ e3sconf/202125101107.

Управление государственными пакетами акций осуществляется посредством владельческого надзора — системы мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь. В республике сформировалась децентрализованная (отраслевая) система владельческого надзора, когда акциями управляют министерства, концерны, комитеты, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования в акционерные общества. Помимо отраслевой, выделяют централизованную и дуальную системы, которые активно используются ключевыми внешнеторговыми партнерами РБ — Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [9, 10].

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020–2025 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292) в сфере повышения качества государственного управления и эффективности государственных активов основной задачей является повышение качества государственных услуг до уровня лучших мировых практик, эффективности работы и профессионализма государственного аппарата, совершенствование системы управления отраслями экономики. Также в Программе идет речь о необходимости модернизации системы владельческого надзора за счет поэтапного перехода на профессиональную основу института представителей государства, а также о разработке системы мониторинга качества государственных услуг, позволяющей аккумулировать мнения их потребителей и на этой основе дать оценку всей системе предоставления государственных услуг [21, 22].

Таким образом, поиск путей совершенствования и обоснование оптимальной системы владельческого надзора являются актуальной задачей для АПК Республики Беларусь [2].

Цель работы — проанализировать управление государственным имуществом АПК в Республике Беларусь.

В работе использованы методы анализа, синтеза, классификации, моделирования и сравнения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 «О хозяйственных обществах» хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

Для Цитирования:
А. П. Такун, О. Н. Горбатовская, С. П. Такун, Л. М. Павлович, И. Л. Ковалёв, М. Н. Костомахин, Н. М. Костомахин, Совершенствование управления государственным имуществом АПК в Республике Беларусь. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: