По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.015.6 DOI:10.33920/vne-04-2306-05

Совершенствование управления экономикой образования и внедрение государственных информационных систем

Артемий Владимирович Уваров аспирант, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК», Россия, 111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15б, E-mail: uvarov_av@inbox.ru

Экономика образования является одним из динамично развивающихся и наименее методологически разработанных разделов отечественной экономической мысли. Цель настоящей статьи заключается в проведении критического анализа актуальных механизмов, проблем и тенденций внедрения государственных информационных систем (ГИС) в отечественном образовании. Отдельное внимание автор уделяет роли ГИС в формировании и совершенствовании государственной образовательной политики, что имеет особое значение в условиях разворота к политике образовательной суверенизации. Одновременно автор подчеркивает, что в контексте современного информационного общества актуальность государственных информационных систем, способных обеспечить эффективное управление экономикой, становится все более важной. Статья предлагает подробный анализ экономических, правовых и управленческих рамок функционирования информационных систем в отрасли образования на основании действующих нормативных правовых актов. Рассматривается понятие государственной информационной системы и выделяются ее основные элементы и функции. Кроме того, статья раскрывает отличия между аналоговым и цифровым методами проведения государственной политики, подчеркивая преимущества последнего. В заключение предлагаются основные принципы внедрения и эксплуатации государственных информационных систем в различных отраслях экономики, включая образование. Руководствуясь этими принципами, государство сможет максимизировать эффективность использования таких систем в проведении государственной политики, особенно в контексте образования, обеспечивая более точное планирование, анализ и принятие решений на основе актуальных данных и информации.

Литература:

1. WHO Coronavirus (COVID-19) Dashboard // WHO [Электронный ресурс]. — URL: https://covid19.who.int/?mapFilter=deaths (дата обращения: 10.03.2023).

2. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. Серия коллективных монографий. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. — С. 13–14.

3. Опубликован паспорт национального проекта «Образование» // Официальный портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 15.03.2023).

4. Паспорт национального проекта «Образование» // Официальный портал Минпросвещения России [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 15.03.2023).

5. Lynch, T. L. The Hidden Role of Software in Education: Policy to Practice. — London: Routledge, 2017. — 230 p.

6. 336 тыс. абитуриентов воспользовались суперсервисом «Поступление в вуз онлайн» // Минцифры России [Электронный ресурс]. — URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41782/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 12.03.2023).

7. В СПбГУ раскритиковали работу суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» // Skillbox [Электронный ресурс]. — URL: https://skillbox.ru/media/education/v-spbgu-raskritikovali-rabotu-superservisa-postuplenie-v-vuz-onlayn/ (дата обращения: 11.04.2023).

8. Хакеры записались в школы // Коммерсант [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5720737 (дата обращения: 02.04.2023).

9. Подписано соглашение об использовании решений «Московской электронной школы» при развитии ФГИС «Моя школа» // D-russia.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://d-russia.ru/podpisano-soglashenie-ob-ispolzovanii-reshenij-moskovskoj-jelektronnoj-shkoly-pri-razvitii-fgis-moja-shkola.html (дата обращения: 18.03.2023).

1. WHO (2023). WHO Coronavirus (COVID-19) Dashboard. — Available at: https://covid19.who.int/?mapFilter=deaths (accessed: 10.03.2023).

2. HSE Publishing House (2019). Rossiiskoe obrazovanie: dostizheniia, vyzovy, perspektivy. Seriia kollektivnykh monografi i [Russian Education: Achievements, Challenges, Prospects. Series of collective monographs]. Moscow: Izdatel’skii dom VShE. Pp. 13–14 (in Russian).

3. The Russian Government (2019). The passport of the national project "Education" was published. — Available at: http://government.ru/info/35566/ (accessed: 15.03.2023) (in Russian).

4. Ministry of Education of Russia (2019). Passport of the national project "Education". — Available at: https:// edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 15.03.2023) (in Russian).

5. Lynch, T. L. (2017). The Hidden Role of Software in Education: Policy to Practice. London: Routledge. 230 p.

6. Ministry of Digital Development of Russia (2022). 336,000 applicants used the super service «Admission to a university online». — Available at: https://digital.gov.ru/ru/events/41782/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (accessed: 12.03.2023) (in Russian).

7. Skillbox (2022). St Petersburg University criticizes the work of the super service «Admission to the university online». — Available at: https://skillbox.ru/media/education/v-spbgu-raskritikovali-rabotu-superservisa-postuplenie-v-vuz-onlayn/ (accessed: 11.04.2023) (in Russian).

8. Kommersant (2022). Hackers enrolled in schools. — Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5720737 (accessed: 02.04.2023) (in Russian).

9. D-russia.ru (2022). An agreement was signed on the use of the solutions of the «Moscow Electronic School» in the development of the Federal State Information System "My School". — Available at: https://d-russia.ru/ podpisano-soglashenie-ob-ispolzovanii-reshenij-moskovskoj-jelektronnoj-shkoly-pri-razvitii-fgis-moja-shkola.html (accessed: 18.03.2023) (in Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.04.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 15.05.2023.

Актуальность данной темы обусловливается тем фактором, что образование является одной из стратегически важных отраслей любого государства в современную эпоху постиндустриального общества, где основной инструмент развития — информационные технологии. Интеллектуальные ресурсы государства являются одним из основных источников реализации потенциала экономики. На рубеже 20-х гг. XXI века человечество столкнулось с чрезвычайными событиями, затронувшими все государства мира, что привело к мировому кризису. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19), по данным официального сайта Всемирной организации здравоохранения, за период с 2020 по 2022 г. унесла жизни более 6,6 млн человек [1]. Повсеместное применение карантинных мер, вплоть до запрета выходить на улицу, обострило для граждан всех стран мира вопрос получения образования на дому. В эпоху информационного общества вопрос цифровизации государственной политики является одним из основных ключей к раскрытию потенциала социально-экономического развития. Однако перед реформаторами в любом государстве встает множество вопросов, ответы на которые мировому сообществу только предстоит найти.

В условиях невероятной геополитической напряженности Российская Федерация сталкивается с комплексной задачей по необходимости трансформации образовательного процесса на основе современных информационных технологий в условиях санкционного давления и труднодоступности к программно-технологическим решениям иностранного образца.

Прежде чем приступить к исследованию темы, необходимо пояснить, что вопрос цифровизации образования не ограничивается только развитием технологий дистанционного образования. Цифровизация образования представляет собой комплекс мер по использованию различных электронных устройств, программных средств и других цифровых ресурсов для цифрового обучения как непосредственно на очных площадках, так и дистанционно, с домашнего электронного устройства. Кроме этого, цифровая трансформация касается не только учебного процесса, но и организации обучения в целом. Например, электронные дневники и журналы, инструменты коммуникации с преподавателями как видео, так и текстовые.

Для Цитирования:
Артемий Владимирович Уваров, Совершенствование управления экономикой образования и внедрение государственных информационных систем. Международная экономика. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: