По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4.048: 629.4.046

Совершенствование технологии работы системы кондиционирования воздуха пассажирского вагона путем разработки дополнительного устройства охлаждения воздуха

Матяш Ю. И. д-р техн. наук, профессор, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
Родченко А. Д. канд. техн. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
Колтышкин А. В. аспирант, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
Шлома Д. Н. инженер-программист, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

В статье обозначены проблемы обеспечения оптимальных параметров микроклимата вагона во время стоянок поездов дальнего следования. Рассмотрены существующие решения по улучшению систем кондиционирования воздуха вагона. На основе проведенного обзора существующих устройств указаны их недостатки. Предложена система кондиционирования воздуха вагона, включающая аккумулятор холода, позволяющая охлаждать воздух при выключенном холодильном устройстве во время стоянок поезда.

Литература:

1. Матяш Ю.И. Системы кондиционирования и водоснабжения пассажирских вагонов: учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / Ю.И. Матяш, В.П. Клюка. – М.: ГОУ «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 286 с.

2. Лукин В.В. Вагоны. Общий курс: учебник для вузов ж.-д. трансп. / В.В. Лукин, П.С. Анисимов, Ю.П. Федосеев. – М.: Маршрут, 2004. – 424 с.

3. Установка кондиционирования воздуха пассажирских вагонов УКВ ПВ. Руководство по эксплуатации ЛТ УКВ ПВ 23.00.00.000 РЭ. – М.: ЗАО «ЛАНТЕП», 2007. – 22 с.

4. Батареи аккумуляторные свинцово-кислотные вагонные «Елхим-Искра». Технические условия ТУ 3481-002-112613939-2011. – М.: ООО «БЛЕКВУДМИКС», 2011. – 21 с.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10. Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/902222351 (дата обращения: 07.09.2018).

6. Информация Роспотребнадзора от 09.09.2011 г. «Действие высоких температур на человека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rospotrebnadzor. ru/content/193/5764/1 (дата обращения: 07.09.2018).

7. Патент № 116108 РФ, МПК B61D 27/00. Система вентиляции пассажирского вагона с авто-номным энергоснабжением / М.Д. Рабинович, Б.Г. Асташев, И.М. Саражин. – № 2010113053/11; заявл. 06.04.2010; опубл. 20.02.2014, Бюл. № 5.

8. Малков М.П. Справочник по физико-техническим основам криогеники / М.П. Малков, И.Б. Данилов, А.Г. Зельдович, А.Б. Фрадков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 432 с.

9. Зворыкин М.Л. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах / М.Л. Зворыкин, В.М. Черкез. – М.: Транспорт, 1977. – 288 с.

10. Вагоны: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Вагоны» / под ред. Л.Д. Кузьмича. – М.: Машиностроение, 1978. – 376 с.

В настоящее время в пассажирских поездах дальнего следования в основном используются системы кондиционирования воздуха типа УКВ-31 и УКВ-ПВ. Для повышения потребительских свойств и уровня комфорта перевозок, вагоны дополнительно оснащены устройствами различного назначения, потребляющими электрическую энергию (термоэлектрическими охладителями питьевой воды с ультрафиолетовым обеззараживателем, в купе проводника установлены СВЧ-печи, в туалете нерабочего конца вагона оборудована душевая с экономичной подачей горячей и холодной воды под давлением и др.) [1].

В работе [2] приведены сведения по распределению потребляемой мощности: для системы кондиционирования воздуха (СКВ) – не менее 17 кВт (причем компрессор – 11 кВт, вентилятор конденсаторов – 3 кВт, вентилятор испарителей – 3 кВт [3]); для питания электробытовых приборов, цепи сигнализации и управления – 2,5–4 кВт. В качестве автономных источников энергоснабжения для питания вышеуказанных потребителей во время движения поезда используются подвагонный генератор мощностью 30 кВт, а на стоянках или при движении поезда со скоростью ниже 35 км/ч – аккумуляторная батарея емкостью до 425 А∙ч. Установлено, что для обеспечения работы вагонных потребителей на стоянках пассажирского поезда в течение одного часа происходит полный разряд свинцово-кислотной аккумуляторной батареи типа «ЕЛХИМ-ИСКРА» емкостью 425 А∙ч [4].

С другой стороны, с увеличением протяженности современных пригородных зон, когда поезда вынуждены осуществлять движение со скоростью ниже 35 км/ч, либо при вынужденных их простоях более двух часов при пересечении государственных границ, тепловой поток, воздействующий на кузов вагона, увеличивается более чем в 1,5 раза. Например, поезд Москва-Ташкент, который движется по южным регионам ближнего зарубежья, где температура в летний период года может достигать значения +40 °С и выше, согласно расписанию движения, имеет четыре остановки в пути следования на пограничных переходах продолжительностью более полутора часов каждая. В этих условиях, даже при самых оптимистических прогнозах, располагаемая холодопроизводительность используемых СКВ не в состоянии обеспечивать комфортные условия для пассажиров во время их поездки, устанавливаемые, например, СанПиН [5]. Известно, что продолжительное воздействие повышенных температур на пассажиров с повышенной массой тела, пожилых людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями может привести к тяжелым последствиям [6].

Для Цитирования:
Матяш Ю. И., Родченко А. Д., Колтышкин А. В., Шлома Д. Н., Совершенствование технологии работы системы кондиционирования воздуха пассажирского вагона путем разработки дополнительного устройства охлаждения воздуха. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: