Система земельных платежей должна обеспечивать наполнение бюджетов муниципальных образований и способствовать выполнению муниципальными образованиями своих обязательств и мероприятий, намеченных в рамках реализации их стратегий социально-экономического развития. Основными элементами системы земельных платежей на муниципальном уровне выступают земельный налог и арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Земельные ресурсы муниципальных образований России неоднородны либо по своим физическим, либо по экономическим характеристикам. Первое чаще всего характерно для муниципалитетов, расположенных на юге и востоке нашей страны, второе же часто встречается в крупных городах или близких к ним территориях, где удаленность от важных инфраструктурных объектов имеет решающее влияние на стоимость земельного участка. Эти различия обязательно должны быть учтены при расчете ставок земельного налога и арендной платы. И хотя вопросы территориальной дифференциации земельных платежей многократно рассматривались в научных публикациях, власти части муниципалитетов России до сих пор не используют данный инструмент.
Наилучшей основой для подобной дифференциации следует считать зонирование, проведенное на основе научно обоснованного набора факторов с учетом все возможных последствий зонирования, причем не только бюджетных, но и социальных, экономических и экологических.
В настоящее время термин «зонирование территорий», с одной стороны, может быть отнесен к довольно различным понятиям: в кадастре недвижимости этот термин подразумевает кадастровое и оценочное зонирование, в градостроительстве под зонирование понимают выделение функциональное и строительное зон, в кадастре особо охраняемых природных территорий — деление территории национального парка на функциональные зоны и т. д. [5]
Социально-экономическим аспектам при проведении зонирования уделяется меньшее внимание. На взгляд авторов, это упущение должно быть исправлено, так как не только природные, климатические, экологические и пространственные факторы действуют на устойчивость землепользования, но и те социальные и экономические условия, в которых землепользователи и собственники эксплуатируют свои участки. С другой стороны, действия государства и муниципалитетов в рамках управления земельными ресурсами имеют социальные последствия, в том числе социальный эффект. Все вышесказанное определяет актуальность исследования.