По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Совершенствование системы земельных платежей муниципального образования

Комаров С. И. канд. экон. наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E‑mail: mosquites@mail.ru
Волокитина А. А. магистрант факультета кадастра недвижимости, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E‑mail: volokitka2013@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности взимания арендных платежей за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Литература:

1. Российская Федерация. Московская область. Законы. О регулировании земельных отношений в Московской области. Приказ от 07.06.1996 № 23/96‑ОЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Аношкина Е.Л., Карпович Ю.В. Методические аспекты перспективного планирования развития сельских территорий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2010. — № 7. — С. 78–86.

3. Антропов Д.В. Проблема Государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель — 2009. — № 2. — С. 82–86.

4. Борисов А.А. Значение зонирования территорий при определении правового режима: дисс. канд. юр. наук. — М.: ФГБНИУ «ИЗиСП при Правительстве РФ», 2014.

5. Варламов А.А., Антропов Д.В. Зонирование территорий: учеб. пособие. — М.: Форум, 2016. — 208 с.

6. Варламов А.А. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. — М.: ГУЗ, 2014. — 452 с.

7. Гапанович А.В. Рекреационное зонирование территории Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2014. — № 1. — С. 148–158.

8. Голубева А.И., Дорохова В.И., Дугин А.Н., Суховская А.М. Методические подходы к зонированию сельских территорий на основе комплекса индикаторов оценки уровня устойчивости их развития // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3. — С. 142–149.

9. Долматова О.Н. Комплексное зонирование территории как информационная основа формирования долгосрочных программ и планов развития сельскохозяйственного производства // Вестник Омского государственного аграрного университета. — 2015. — № 4. — С. 90–95.

10. Епишина Е.Д., Малышев Ю.А., Короткая Н.В. Механизм построения системы зонирования территорий в соответствии с уровнем развития локальных рынков недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2012. — № 9. — С. 32–51.

11. Жданова Р.В. Расчет эффективности сельскохозяйственного землепользования в муниципальных образованиях Воронежской области // Аграрная Россия — 2010. — № 5. — С. 46–49.

12. Клименко К.В. Оценка уровня инвестиционной привлекательности территорий на примере Сакского района республики Крым // Инженерный вестник Дона. — 2014. — № 3. — С. 49–63.

13. Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — № 6. — С. 59–65.

14. Лыкова О.А. Зонирование территорий как инструмент управления региональным развитием // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 3. — С. 162–166.

15. Миргородская Е.О.,Шеина С.Г. Зонирование экономического развития региона: методологические и методические подходы к анализу территории // Terra Economicus. — 2012. — № 4–3. — С. 173–178.

16. Носов С.И., Антропов Д.В. Применение методов кластерного анализа при оценке эффективности управления землями лесного фонда // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы 4‑й международной научно-практической конференции 10–11 апреля 2014 г. / Под ред. В.И. Ресина. — М.: ЗАО «Гриф и к», 2014. — С. 139–143.

17. Ромм А.П. Математико-модельные основы комплексной оценки и функционального зонирования городских территорий // Вопросы оценки. — 1997. — № 4. — С. 2–11.

18. Сазонов Э.В., Смольянинов В.В. Зонирование территорий при градостроительном проектировании с позиции обеспечения экологической безопасности // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. — 2010. — № 3. — С. 120–130.

19. Сафиулин В.Н. Агроландшафтное зонирование и картирование территорий при организации почвозащитных агроландшафтов // Экономика и экология территориальных образований. — 2015. — № 1. — С. 22–28.

20. Сунгуров В.У. Ценовое экономическое зонирование территорий как механизм повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2009. — № 4. — С. 11–14. 21.Титов А.С. Экономическое зонирование муниципальных районов Тамбовской области по сельскохозяйственной освоенности территорий // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2011. — № 2. — С. 305–308.

22. Худеева В.В. Территориальное планирование и функциональное зонирование как инструмент стратегического развития территории и активизации региональной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. — 2009. — № 7. — С. 56–61.

Система земельных платежей должна обеспечивать наполнение бюджетов муниципальных образований и способствовать выполнению муниципальными образованиями своих обязательств и мероприятий, намеченных в рамках реализации их стратегий социально-экономического развития. Основными элементами системы земельных платежей на муниципальном уровне выступают земельный налог и арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Земельные ресурсы муниципальных образований России неоднородны либо по своим физическим, либо по экономическим характеристикам. Первое чаще всего характерно для муниципалитетов, расположенных на юге и востоке нашей страны, второе же часто встречается в крупных городах или близких к ним территориях, где удаленность от важных инфраструктурных объектов имеет решающее влияние на стоимость земельного участка. Эти различия обязательно должны быть учтены при расчете ставок земельного налога и арендной платы. И хотя вопросы территориальной дифференциации земельных платежей многократно рассматривались в научных публикациях, власти части муниципалитетов России до сих пор не используют данный инструмент.

Наилучшей основой для подобной дифференциации следует считать зонирование, проведенное на основе научно обоснованного набора факторов с учетом все возможных последствий зонирования, причем не только бюджетных, но и социальных, экономических и экологических.

В настоящее время термин «зонирование территорий», с одной стороны, может быть отнесен к довольно различным понятиям: в кадастре недвижимости этот термин подразумевает кадастровое и оценочное зонирование, в градостроительстве под зонирование понимают выделение функциональное и строительное зон, в кадастре особо охраняемых природных территорий — деление территории национального парка на функциональные зоны и т. д. [5]

Социально-экономическим аспектам при проведении зонирования уделяется меньшее внимание. На взгляд авторов, это упущение должно быть исправлено, так как не только природные, климатические, экологические и пространственные факторы действуют на устойчивость землепользования, но и те социальные и экономические условия, в которых землепользователи и собственники эксплуатируют свои участки. С другой стороны, действия государства и муниципалитетов в рамках управления земельными ресурсами имеют социальные последствия, в том числе социальный эффект. Все вышесказанное определяет актуальность исследования.

Для Цитирования:
Комаров С. И., Волокитина А. А., Совершенствование системы земельных платежей муниципального образования. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: