По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148

Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях высшего образования

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ). E-mail: 22969@mail.ru

В статье рассмотрены основные пути формирования системы внутреннего финансового контроля в учреждениях высшего образования относительно законодательства РФ, а также варианты его организации путем создания соответствующих служб и привлечения независимых ревизоров. Показан порядок проведения внутреннего финансового контроля распорядителями бюджетных средств в соответствии с федеральными правилами и нормами. Выявлено, что современная нормативная правовая база по организации и осуществлению эффективного внутреннего финансового контроля дает возможность обеспечить безопасность, эффективность, законность финансовой деятельности государственных образовательных организаций.

Литература:

1. Аксенова Н.И., Галимов И.А., Герасимова Л.Н., Заболоцкая В.В., Затулина Т.Н., Кучинский А.В., Середюк Е.А., Ткаченко Д.Д., Уразаева Л.Ю., Чараева М.В., Чернов С.С. Финансовое управление развитием экономических систем. — Новосибирск, 2011. — Кн. 8.

2. Герасимова Л.Н. Роль учетных механизмов в управлении инновационной деятельностью организации // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2012. — № 12. — С. 11.

3. Гусев А. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2017. — № 3.

4. Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Демина И.Д., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: монография. — М., 2016.

5. Павелин А. Организуем проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 3.

6. Репин А. О некоторых изменениях в порядке осуществления внутреннего финансового контроля // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. — 2018. — № 4.

7. Рукина С.Н., Самодурова В.Н. Государственная программа — основной инструмент интеграции стратегического и бюджетного планирования // Сибирский экономический вестник. — 2017. — № 5. — С. 141–151.

Государственный финансовый контроль в последние годы сталкивается с непривычными условиями новой экономической среды. Государство и государственные финансы все больше внедряются в экономику. Соответственно, возрастает значение, расширяется сфера полномочий, диверсифицируются функции государственного финансового контроля. Изменения направлены на достижение главной цели — повышение эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов и, соответственно, результативности государственного контроля.

Проводимые в Российской Федерации преобразования в бюджетной сфере предполагают комплексное реформирование системы государственного (муниципального) контроля, направленное на: организацию действенного контроля за эффективностью использования бюджетных средств; уточнение полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению финансового контроля; введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определение на законодательном уровне их форм, методов и объектов [4]. Для целей выполнения поставленных задач в бюджетной сфере внесены значительные изменения в нормы Бюджетного кодекса, регламентирующие порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля.

В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно разделить на три уровня: внешний, внутренний, ведомственный (рис. 1).

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов Федерации и муниципальных образований. Особое место в системе внешнего государственного контроля занимает Контрольное управление Президента Российской Федерации, которое является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ и руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. Основными задачами управления являются: контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти федеральных законов; контроль за реализацией общенациональных проектов и др.1 .

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях высшего образования. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: