По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.5

Совершенствование системы строительного ценообразования: «реформа» или «развитие»?

Дидковская О. В. Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Ильина М. В. Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Мамаева О. А. Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Реформа ценообразования в настоящее время находится в крайне активной стадии. Авторами стати рассматриваются основные вызовы осуществления данной реформы, даются предложения по системному обеспечению сметных расчетов, примеры, методические подходы.

Литература:

1. Совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли. Концепция «400 дней» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1287266/ (дата обращения: 22.01.2016).

2. Алпацкая И. Е. Совершенствование инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства. — М., 2012.

3. Дидковская О. В. Управление стоимостью материальных ресурсов в инвестиционно-строительном процессе // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 11. — Ч. 5. — С. 986–993.

4. Дидковская О. В., Рамзаев В. М., Хаймович И. Н. Проблемы разработки методологических подходов прогнозирования ценообразования на рынке строительных материалов на основе нейросетевого моделирования // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. — С. 4957–4962.

5. Дидковская О. В., Мамаева О. А. Система сметного ценообразования как основа формирования стоимости строительства // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 69-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2011 г. — СГАСУ, 2012. — С. 312–313.

6. Мамаева О. А., Ильина М. В. Формирование концепции строительного стоимостного инжиниринга в России // Научное обозрение. — 2015. — № 9. — С. 170–174.

7. Методические подходы к формированию системы стоимостного инжиниринга в строительстве: монография / О.В. Дидковская, М.В. Ильина, О.А. Мамаева, М.А. Коновалова, Е.С. Спирина. — Самара, 2013. — 192 с.

8. Спирина Е. С., Коновалова М. А., Сергеева А. Ю. Разработка модели мониторинга цен при размещении областных государственных заказов // Государственные закупки. Ценообразование в системе государственного строительного заказа: сборник научных трудов. Спец. вып. — Самара, 2011. — С. 9–18.

9. Яськова Н. Ю., Силка Д. Н. Новый вектор поиска адекватных форматов управления деловой активностью инвестиционно-строительной сферы // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2012. — № 11 (70). — С. 280–283.

Реформа системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, объявленная Минстроем России в конце 2015 г., получила широкий резонанс в профессиональном сообществе и подвергается публичным обсуждениям негативного характера. В частности, критикуется ограниченная направленность реформы — преобразование и отражение в государственной информационной системе только сметных нормативов, не позволяющих выйти за рамки сметного ценообразования и производить планирование капитальных вложений, формировать контрактные отношения, учитывать фактические затраты и т. д. Отрицательно воспринимается отсутствие в концепции конкретных действий, новых нормативных правовых и методических документов, исполнителей, сроков, понятных результатов реформы.

Вместе с тем обозначенные цели реформы отвечают потребностям участников строительного процесса и должны нивелировать причины, обусловливающие возникшую необходимость в планируемых преобразованиях. В результате предполагается создание современной нормативно-правовой и методической базы в сфере строительного ценообразования, обеспечивающей максимальную достоверность стоимости строительства на всех этапах инвестиционно-строительного процесса.

К сожалению, предпринимаемые в настоящее время разрозненные шаги по достижению поставленной цели демонстрируют отсутствие в заявленной реформе понятного системного механизма ее реализации. Например, явный акцент смещен в сторону не первоочередных задач — созданию системы мониторинга материалов и переходу на ресурсный метод определения стоимости. Процесс наблюдения за ценами на строительные ресурсы давно и успешно реализуется в субъектах РФ, корректировать его следует только после разработки/актуализации методического обеспечения и переработки системы сметных нормативов.

Обозначенная позиция по внесению изменений в строительное ценообразование с формулировкой «реформа» некорректна. Сложившаяся система определения стоимости строительства действительно имеет недостатки, но положительная практика ее применения должна быть сохранена. Происходящий процесс целесообразнее называть «совершенствование (развитие) системы строительного ценообразования».

Для Цитирования:
Дидковская О. В., Ильина М. В., Мамаева О. А., Совершенствование системы строительного ценообразования: «реформа» или «развитие»?. Сметно-договорная работа в строительстве. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: