По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341 DOI:10.33920/vne-04-2109-04

Совершенствование системы профилактики нарушений таможенного законодательства с использованием цифровых технологий

Назарова Анна Сергеевна канд. юрид. наук, доцент кафедры таможенного дела, Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЗФ РАНХиГС), 236016, Россия, г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 62, E-mail: ann-pankratova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5705-5980

В настоящей статье рассматриваются возможные способы совершенствования системы комплексной профилактики нарушений таможенного законодательства, предусмотренные Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. Способами совершенствования системы комплексной профилактики нарушений таможенного законодательства являются качественное повышение уровня правовой грамотности всех участников таможенных правоотношений; развитие интерактивных сервисов взаимодействия таможенных органов с участниками таможенных правоотношений по разъяснению вопросов, связанных с соблюдением обязательных требований, и разрешению сложных правовых ситуаций; обеспечение информационной открытости и электронной доступности механизмов досудебного (внесудебного) урегулирования споров. Автор рассматривает возможную реализацию каждого элемента, направленного на совершенствование комплексной профилактики нарушений обязательных требований с использованием цифровых технологий. В статье отмечается, что профилактика вообще и профилактика нарушений требований таможенного законодательства в частности имеют большое значение в нормальном функционировании государства и общества. Автор приходит к выводу, что целесообразно предусмотреть дистанционную возможность проведения консультирования в электронной форме. Особенно актуальным было бы проведение консультирования в дистанционной форме в условиях пандемии. Дистанционный способ получения консультации по вопросам таможенного дела, иным вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов в электронной форме, имел бы ряд плюсов, таких как экономия времени, оперативность, удобство для участников ВЭД. В статье отмечается, что ряд государственных органов оказывают услугу по консультированию в электронной форме. В качестве примера можно привести налоговые органы. В настоящее время цифровые технологии широко внедрены в деятельность таможенных органов, что позволило перевести взаимодействие таможни и бизнеса в электронный вид, автоматизировать ряд таможенных операций, сократить издержки участников внешнеэкономической деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г. № 32 (часть I), ст. 5082.

2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. № 19, ст. 2060.

3. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 26 (часть I), ст. 3851.

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140447/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 05.08.2021).

5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/f62ee45 faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 05.08.2021).

6. Приказ ФТС России от 09.06.2012 №1128 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13 2723/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 08.08.2021).

1. Federal law dated 03.08.2018 No. 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". Meeting of the legislation of the Russian Federation of August 6, 2018 # 32 (part I) article 5082 (in Russian).

2. Federal Law dated 02.05.2006 No. 59-FZ "On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation". Collection of Legislation of the Russian Federation of May 8, 2006 No. 19, Article 2060 (in Russian).

3. Federal law dated 23.06.2016 No. 182-FZ "On the basis of crime prevention system in the Russian Federation". Collected legislation of the Russian Federation of June 27, 2016 No. 26 (part I) article 3851 (in Russian)

4. The order of the Government of the Russian Federation dated 28.12.2012 N 2575-R (red. ot 10.02.2018) "Strategy of development of customs service of the Russian Federation until 2020". Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140447/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (accessed: 05.08.2021) (in Russian).

5. The decree of the RF Government from 23.05.2020 N 1388-R "Strategy of development of customs service of the Russian Federation until 2030". Consultant Plus. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66 824f848bc2/ (accessed: 05.08.2021) (in Russian).

6. Order of the Federal Customs Service of Russia No. 1128 dated 09.06.2012 "On approval of the administrative regulations of the Federal Customs Service for the provision of state services for informing about acts of the Customs Legislation of the Customs Union, the Legislation of the Russian Federation on Customs Affairs and Other Legal acts of the Russian Federation in the field of customs affairs and consulting on customs matters and other issues within the competence of customs authorities". Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132723/2ff 7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdad df518/ (accessed: 08.08.2021) (in Russian)

В настоящее время цифровые технологии широко внедрены в деятельность таможенных органов, что позволило перевести взаимодействие таможни и бизнеса в электронный вид, автоматизировать ряд таможенных операций, сократить издержки участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), повысить эффективность проведения таможенного контроля.

В ходе реформы по цифровизации таможенных органов таможенное декларирование было переведено в электронную форму в Центры электронного декларирования, которых в настоящее время насчитывается 16. Концентрация декларационного массива в Центрах электронного декларирования составляет 97,5 %. Полномасштабный переход на электронное взаимодействие таможни и участников ВЭД был осуществлен в рамках Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г. [4].

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. (далее — Стратегия развития до 2030 г.) ставит новые цели и ориентиры [5]. В частности, в рамках новой Стратегии развития до 2030 г. среди прочих целей предполагается совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований с использованием цифровых технологий. Реализация указанного ориентира Стратегии развития до 2030 г. включает осуществление следующих элементов:

1. Качественное повышение уровня правовой грамотности всех участников таможенных правоотношений.

2. Развитие интерактивных сервисов взаимодействия таможенных органов с участниками таможенных правоотношений по разъяснению вопросов, связанных с соблюдением обязательных требований, и разрешению сложных правовых ситуаций.

3. Обеспечение информационной открытости и электронной доступности механизмов досудебного (внесудебного) урегулирования споров.

В рамках данной статьи предлагается рассмотреть возможную реализацию каждого элемента, направленного на совершенствование комплексной профилактики нарушений обязательных требований с использованием цифровых технологий.

В целом стоит отметить, что профилактика вообще и профилактика нарушений требований таможенного законодательства в частности имеют большое значение в нормальном функционировании государства и общества.

Для Цитирования:
Назарова Анна Сергеевна, Совершенствование системы профилактики нарушений таможенного законодательства с использованием цифровых технологий. Международная экономика. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: